02.02.2015

Владимир Путин подписал ряд указов об экономической и социальной политике, здравоохранении, образовании и науке, об обеспечении граждан доступным жильем и повышении качества услуг ЖКХ в мае 2012 года.

Сегодня остро стоит вопрос в источниках реализации этих задач. Если в прежние годы главным источником были нефтегазовые доходы, то сегодня-завтра и в среднесрочной перспективе этим источником должна быть реструктуризация экономики, повышение ее отдачи и конкурентоспособности.


На вопросы «Регионов России» по исполнению майских указов Президента в Республике Тыва отвечает заместитель Главы Республики Тыва Органа Доржуевна Натсак.


МФЦ


РР: Сколько МФЦ и удаленных офисов открыто в вашем регионе за 2014 год? Достиг ли ваш регион полного охвата населения этой услугой? Развивается ли в вашем регионе практика предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде?

О.Д.Н.: В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в рамках исполнения целевого ориентира «Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг — 90% к 2015 году» Правительство Республики Тыва проводит системные мероприятия по обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», которые реализуются в рамках государственной программы Республики Тыва «Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014 – 2017 годы».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 года 1058-р на развитие сети многофункциональных центров бюджету Республики Тыва из федерального бюджета на 2014-2015 годы выделены трансферты в размере 22 392 тысяч рублей, в том числе в 2014 году — 11 196 тыс.руб. За счет республиканского бюджета в 2014 году профинансированы мероприятия на общую сумму 10 115 тыс. руб.

В 2014 году услуги по принципу «одного окна» предоставлялись на базе Государственного автономного учреждения Республики Тыва «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее – ГАУ «МФЦ») в г. Кызыле, и его территориальных отделах в п. Кызыл-Мажалыке Барун-Хемчикского кожууна, с. Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва, что составляло 39 % охвата.

К 31 декабря 2014 года были полностью подготовлены к открытию 11 территориальных отделов ГАУ «МФЦ» в 11 районных центрах Республики Тыва, 1 городской округ и 3 УРМ, которые начали функционировать с 12 января 2015 года.

По итогам проведенных мероприятий 2014 года всего создано 15 территориальных отделов МФЦ и 3 УРМ с 80 «окнами», что позволило обеспечить возможность получения услуг на базе сети ГАУ «МФЦ» для 62,5% жителей республики при плановом показателе 2014 года, установленным Минэкономразвития РФ, в 40%.

В настоящее время в ГАУ «МФЦ» оказывается 140 видов наиболее востребованных у граждан государственных и муниципальных услуг (51 федеральная услуга, 46 региональных услуг, 43 муниципальных услуг), а также банковские и юридические услуги, установлены банкоматы и терминалы оплаты платежей. Ранее на базе ГАУ «МФЦ» оказывалось 59 государственных и муниципальных услуг. С момента создания МФЦ получено более 402 862 обращений граждан.

В целях повышения качества предоставления услуг в МФЦ:

– организовано предоставление банковских и юридических услуг, установлены банкоматы и терминалы оплаты платежей;

– граждане активно используют предварительную электронную запись на прием к специалистам посредством сайта МФЦ;

– внедрена система межведомственного электронного взаимодействия, позволяющая направлять в электронном виде запросы по сведениям, необходимым для получения государственных (муниципальных услуг). За период с ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года операторами МФЦ через СМЭВ направлено 130 040 межведомственных электронных запросов.

– организован бесплатный доступ к единому порталу государственных услуг. На базе МФЦ на ЕПГУ зарегистрировано 13 417 жителей республики.

К концу текущего года осуществлен запуск Центра телефонного обслуживания (далее – ЦТО) по единому номеру 8-800 на базе ГАУ «МФЦ», что позволило автоматизировать процессы телефонного обслуживания граждан по вопросам оказания государственных (муниципальных) услуг.

В декабре 2014 года внедрена система мониторинга качества предоставления государственных услуг. В этих целях доработана автоматизированная информационная система АИС МФЦ и реализована оценка удовлетворенности качеством оказания государственных услуг в режиме реального времени посредством планшетных устройств в системе мониторинга услуг Минэкономразвития России.


Детские сады


РР: Как решается проблема очередей в детские сады в вашем регионе? Предусмотрено ли в программе строительство детских садов сооружение комплексов «сад-школа»? Развивается ли в этой сфере негосударственный сектор? Сколько предпринимателей получило лицензию на открытие частного детского сада? Получают ли они бюджетное финансирование?

О.Д.Н.: Республика Тыва относится к регионам с более молодым населением, высоким уровнем рождаемости. Средний возраст жителей России по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. составил 39,0 лет (в 2002 г. — 37,7 лет), средний возраст жителей Республики Тыва — 29,2 года (в 2002 г. — 28,5 лет). Доля детей в возрасте от 0 до 15 лет от общей численности трудоспособного населения составляет  32,9% (2012г. – 31,4%).

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации на протяжении 2014 года величина суммарного коэффициента рождаемости по Республике Тыва была самой высокой среди регионов России. За январь-ноябрь 2014 года коэффициент рождаемости составил 25,4 на 1000 человек, средний показатель по РФ – 13,3, по Сибирскому федеральному округу – 14,7 (аналогичная ситуация наблюдалась в 2013 году), при том, что по численности населения республика является одной из малочисленных.

Высокая рождаемость, а также короткий строительный сезон, проходящий в условиях района, приравненного к Крайнему Северу, высокая себестоимость строительства, оказывают существенное влияние на исполнение задачи по обеспечению 100 процентной доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, определенной Указом Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года.

С учетом данных факторов Правительством Республики Тыва были определены стратегические направления государственной политики в сфере дошкольного образования, утвержденные распоряжением Правительства Республики Тыва от 02.04.2012 г. № 109-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Республики Тыва, на период с 2013 по 2018 годы» (с изменениями, утв. распоряжением Правительства Республики Тыва от 20.06.2014 № 233-р).

В 2012-2014 годах плановыми мероприятиями по развитию системы дошкольного образования достигнуты следующие показатели:

– Снижение очереди детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные организации с 9971 до 5165 человек. Численность детей 3-7 лет, охваченных дошкольным образованием, составила 17197 человек (69,5%).

– Расширение сети дошкольных организаций за счет возврата 5 зданий детских садов, строительства, реконструкции, капитального ремонта, приобретения  детских садов позволило ввести дополнительно новых 2310 мест.  Продолжается строительство 3 детских садов.

– Развитие вариативных форм дошкольного образования (кратковременное пребывание) – не менее 1500 мест ежегодно, поддержка инициатив граждан при открытии частных детских садов, групп дошкольного пребывания – не  менее 300 мест ежегодно.

В 2014 году введено 3715 мест, при плане – 3560 мест, из них путем строительства, реконструкции и капитального ремонта – 1865 мест, в группах частных детских садов и индивидуальных предпринимателей – 300 мест, в группах кратковременного пребывания 1550 мест.

В целях поддержки частных детских садов оказываются методические, юридические консультации, грантовая поддержка предпринимателей, в 2014 году на развитие двух частных садов были выделены гранты по 800,0 тыс. рублей. На территории республики функционируют 5 частных детских садов. 

Министерством образования и науки Республики Тыва предусмотрена поддержка негосударственных образовательных организаций в соответствии с  Законом  Республики Тыва от 11 августа 2014 г. № 2691 ВХ-I “О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных программ общего образования в дошкольных и общеобразовательных организациях.  Планируется финансирование данного направления с 2015 года.

В 2015 году мероприятиями по строительству, реконструкции, поддержке частных детских садов планируется увеличить охват детей до 22 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет  дошкольным образованием. Доступность дошкольного образования с учетом демографической ситуации составит не менее 80%.

Несмотря на имеющиеся объективные причины, затрудняющие исполнение указа  (высокая рождаемость, природные условия Крайнего Севера, короткий строительный сезон) Правительством Республики Тыва будет продолжена работа по созданию новых мест в дошкольных организациях, увеличению охвата детей дошкольным образованием.

 

Здравоохранение

РР: На каком уровне находится зарплата врачей в вашем регионе к концу 2014 года?

О.Д.Н.: По обеспечению мониторинга Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях на 2013-2018 годы, утвержденной во исполнение поручения, содержащегося в подпункте «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 с учетом средней заработной платы по субъекту за 2014 год 27 103,0 рублей, средняя заработная плата медицинских работников по республике за 2014 года составляет:

– врачей – 43 114,0 рублей, соотношение к средней заработной плате по республике составляет 159,1 процентов, что больше от целевого показателя, согласованного в «Дорожной карте» – 150,4 процентов на 8,7;

– среднего медицинского персонала – 22 944,8 рублей и составляет 84,7 процентов или больше целевого показателя 77,3 процентов на 7,4;

– младшего медицинского персонала – 14 735,7 рублей (54,4 процентов) или больше целевого показателя 51 процентов на 3,4 процентов.

Целевой индикатор по вышеуказанным категориям за 2014 год достигнут.

 

Бюджетное наполнение


РР: В связи с изменившейся экономической ситуацией и возможными рисками недопоступления в бюджеты всех уровней части доходов по налоговым сборам, недостижением прогнозируемых ВВП и пр., на ваш взгляд, насколько изменится ситуация с выполнением майских указов в 2015-2016 гг.

О.Д.Н.: Общий объем доходов консолидированного бюджета республики составляет 20 428,5 млн. рублей.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Тыва на 2015 год составляют 5 716,2 млн. рублей с ростом к 2014 году на 15,5% или 768,1 млн. рублей, в 2016 году – 6 123,9 млн. рублей с ростом к 2015 году 7,1% или 409,7 млн. рублей. Выполнение плановых показателей на 2015 и 2016 годы ожидается в полном объеме.

Прогноз бюджета Республики Тыва на 2015 год составлен  с учетом благоприятного развития социально-экономического развития Республики Тыва (положительной динамикой на потребительском рынке, увеличением инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, ростом фонда оплаты труда), которые в целом отражены на росте доходной части консолидированного бюджета Республики Тыва.

Однако в связи с кризисными явлениями экономики страны, начавшимися в конце 2014 года, ожидается невыполнение плановых показателей по налоговым и неналоговым доходам Республики Тыва на 2015 год в связи со снижением темпов роста основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Тыва, а также сокращением поступлений доходов от добывающих предприятий республики.

Безвозмездные поступления от бюджетов других уровней запланированы в общей сумме 14 712,3 млн. рублей, в том числе трансферты, имеющие целевые значение 2 126,6 млн. рублей.

Уровень дотационности бюджета Республики Тыва в среднем за последние три года превышает 70% (в 2013 году-76,5%, в 2014году-70%, в 2015году-70%).

Для реализации майских указов бюджету республики в 2015-2016 годах дополнительно необходимо 8 721,6 млн. рублей, в том числе в 2015 году – 6 132,8 млн. рублей, в 2016 году – 2 588,8 млн. рублей.

Исходя из возможностей бюджета республики, в 2015 году предусмотрено 1 568,2 млн. рублей (25,6 % от потребности), из них:

– на увеличение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы – 260,1 млн. рублей за счет дотации на сбалансированности бюджетов из федерального бюджета (23,2 % от потребности);

– обеспечение к 1 января 2016 года 100-процентного охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием – 134,4 млн. рублей (5% от потребности), из которых 54,4 млн. рублей субсидии из федерального бюджета на модернизацию систем дошкольного образования, софинансирование за счет средств республиканского бюджета – 80,0 млн. рублей;

– на совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения – 662,8 млн. рублей;

– переселение граждан их ветхого и аварийного жилья – 64,0 млн. рублей (12,9% от потребности);

– на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан – 404,3 млн. рублей (78% от потребности), из них средств федерального бюджета – 180,6 млн. рублей, республиканского – 223,7 млн. рублей;

– на обеспечение достижения доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна” по месту пребывания, в т. ч. в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, предусмотрено 42,6 млн. рублей (100% от потребности), из которых 11,2 млн. рублей за счет трансфертов из федерального бюджета.

Не обеспечены источниками финансирования следующие расходы на сумму 4 564,6 млн. рублей:

– повышение оплаты труда отдельных категорий работников – 859,4 млн. рублей;

– обеспечение доступности услуг дошкольного образования – 2 542,1 млн. рублей;

– предоставление многодетным семьям земельных участков, обеспеченных инфраструктурой – 600,0 млн. рублей;

– переселение граждан из аварийного жилищного фонда – 429,3 млн. рублей;

– улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан – 113,8 млн. рублей;

– формирование рынка доступного жилья – 20,0 млн. рублей.

Бюджет республики ежегодно формируется с предельно допустимым дефицитом, источником погашения дефицита которого планируется привлечение кредитов от кредитных организаций, что ведет к увеличению объема государственного долга. Учитывая потребность в средствах на реализацию Указов Президента России от 7 мая 2012 года в условиях дефицита бюджета, объем государственного долга растет и превысит установленные Бюджетным кодексом предельные объемы.

За 2013-2014 годы на реализацию майских указов всего направлено 6 160,4 млн. рублей. По итогам обращений на федеральный уровень получена дополнительная финансовая помощь в виде бюджетных кредитов и дотаций. Несмотря на это, индикативные показатели, установленные «дорожными картами» по выполнению майских указов, не достигнуты или выполнены частично.

Правительством Республики Тыва принимаются все возможные меры по изысканию источников финансирования в целях реализации Указов, но в условиях снижения поступления собственных доходов бюджета республики и обязательном обеспечении расходов социальной сферы, доля которых в бюджете республики занимает  73%, без поддержки из федерального центра добиться достижения поставленных задач и индикативных показателей по указам является затруднительным.

Информация по расселению из ветхого жилья администрацией Тувы пока не предоставлена.