Высокие темпы застройки микрорайона «Академический» имеют свою оборотную сторону. Качество жилья, иногда, откровенно хромает, строительные дефекты обнаруживаются не сразу, а спустя некоторое время после заселения. Но это бы еще полбеды. Беда в том, что строители зачастую не желают призвать свои грехи и проводить «работу над ошибками» в полном объеме. Свидетельство тому – спор между владельцами квартир в Академическом и застройщиком «РСГ-Академическое» (ГК «Кортрос»), который длится уже третий год.

«Мы, жители микрорайона Академический, возмущены бездействием застройщика АО «РСГ-Академическое», который игнорирует наши жалобы на серьезные дефекты, допущенные при строительстве домов. В квартирах промерзают углы, трещат стены, обваливается штукатурка с потолка. Всё это зафиксировано заключениями аккредитованных экспертных организаций. Два года мы пытались урегулировать вопросы с застройщиком в досудебном порядке, но безрезультатно. АО «РСГ-Академическое» бездействует, строительные дефекты не устраняет. Мы вынуждены обратиться в суд, а также направили жалобы в департамент госжилнадзора Свердловской области, прокуратуру, Роспотребнадзор и СМИ. Жители города Екатеринбург должны знать, что квартиры у застройщика «РСГ Академическое» строятся с грубыми нарушениями и скрытыми дефектами, которые проявляются в процессе эксплуатации».  (Алла Конюхова, Мария Лобова, Анна Хуснуллина  – всего восемь подписей). 

Отношение компании «РСГ-Академическое» к устранению собственных огрехов демонстрирует переписка с одной из владелиц квартир по пр. Академика Сахарова, 53, Аллы Конюховой. В декабре 2017 года она обратилась с заявлением об устранения обнаруженных строительных дефектов. В их числе – повреждения балконного блока (дверь на балкон не закрывается), неисправность унитаза, межкомнатных дверей, электрооборудования в квартире, трещины на отделочном слое, продувание и другие.

За следующий месяц проживания число обнаруженных дефектов заметно выросло. Выявилось промерзание стен и углов с правой и с левой стороны в комнате без балкона, а также промерзание и продувание оконных конструкций. Всё это подтверждено результатами тепловизионной съемки. 29 января 2018 года претензия была направлена в компанию.

Строительная компания отреагировала достаточно быстро: ее ремонтники вскрыли фасад и запенили обнаруженные щели в некоторых местах. Но это, как выяснилось, было лишь началом нескончаемой эпопеи дефектов!

Очередная порция недочетов (продувание приточной ветиляции, вспучивание стены между комнатой и кухней, глубокая трещина на потолке) была перечислена в заявлении Аллы Конюховой в адрес «РСГ-Академическое», которую она направила 19 марта 2018 года. Нескончаемая цепочка претензий и жалоб с выявленными дефектами тянется до сегодняшнего дня.

Обоснованность претензий была подтверждена 16 октября 2018 года, когда в ходе ремонта стены силами подрядной организации застройщика было обнаружено следующее. В правом углу стены – дыра в примыкании кирпича к пилону, в средней и нижней части – отсутствие цемента в кладке; в левом углу – сырое пятно на потолке и пустоты в кладке. В ходе ремонта пустоты были заполнены строительной пеной. Об этом в присутствии собственников трех квартир, № 300, 309, 280 дома по г.Екатеринбург, пр. Академика Сахарова, 53, был составлен официальный акт.

18 ноября 2018 года Конюхова направила в компанию «РСГ-Академическое» еще одно заявление о ненадлежащем устранении дефектов. 26 декабря 2018 года в присутствии независимо эксперта и представителя «РСГ-Академическое» комиссионным осмотром помещения составлен акт, в котором зафиксировано аномальные температуры в углах помещения, образование наледи и продувание оконных конструкций, дефекты остекления лоджии.

29 января 2019 года владелица квартиры заключила договор с ООО «Независимая экспертиза» об оказании экспертных услуг и проведении тепловизионной съемки на сумму 37 тыс.  руб.

4 апреля 2019 года, в соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителей», Конюхова потребовала возместить убытки за проведения экспертного исследования и денежные средства для устранения выявленных дефектов, согласно экспертному заключению, работы по техническому обследованию объекта БТИ. В апреле 2019 года она получила отрицательный ответ.

…По словам Аллы Конюховой, проблемы сохраняются, поскольку не выявлена ее коренная причина. Тепло из квартиры выдувается по-прежнему, что существенно повышает коммунальные расходы на отопление. Экспертиза, проведенная в квартире, выявила резкие перепады температуры зимой: в центре квартиры плюс 25, в углах помещения температура всего плюс 15. Это недопустимо. Согласно СП50.13330.2012 табл. 5 нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности наружных стен должен составлять не больше четырех градусов. Значительный перепад температур свидетельствует о промерзании конструкций.

По мнению экспертов, чтобы полностью устранить недостатки качества строительства многоквартирного дома, требуется снаружи здания произвести демонтаж панелей вентилируемого фасада в местах промерзания участков стен, произвести проверку качества монтажа плит утеплителя и сопряжения наружных конструкций здания на соответствие с проектом, и на основании анализа имеющихся дефектов, устранить образовавшиеся зазоры в плитах утеплителя фасада здания.

Среднерыночная стоимость работ и материалов для устранения выявленных дефектов и восстановительного ремонта, включая замену светопрозрачных конструкций, составляет 151 210 руб.  

Проблемы промерзания углов и стен по адресу г. Екатеринбург, пр Академика Сахарова 53, имеются не только у Аллы Конюховой, но и еще у ряда собственников квартир, что подтверждено письменным коллективным обращением собственников в адрес УК «Академический» и депутату Смирнягину Н.С. от 28.01.2019 вх. № 81.

Со слов Аллы Конюховой, «у нас в доме есть прецедент: владелец квартиры добился расторжения договора со строительной компанией «РСГ-Академическое» и полного возврата средств: у него в квартире образовались глубокие трещины на несущих конструкциях». Но далеко не каждый пойдет в суд, будет писать претензии, приглашать экспертов и т д.

По её мнению, тактика застройщика «РСГ-Академическое» – предельно медленно реагировать на жалобы и претензии, разводить волокиту, тянуть до окончания гарантийного срока, который в договоре на покупку квартиры заявлен – один год. Хотя по действующему законодательству: Закону РФ «О защите прав потребителей» для недвижимости гарантийный срок составляет пять лет.

Оптимально для покупателя – получить назад свои деньги, вернув продавцу бракованный товар. Покупатель имеет на это полное право. Не принципиально – неисправный телевизор или квартира. Согласно п 1 ст. 475 Гражданского кодекса РФ, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом.

Мелочное стремление «втюхать» бракованный товар, а дальше хоть трава не расти, это прямо-таки рецидив порочной практики лихих 90-х, казалось бы, давно миновавших. Претензии квартировладельцев не из пальца высосаны, подтверждены актами официальных экспертиз. Их справедливость строительная компания не оспаривает – поскольку присылала своих специалистов для ремонта. Но вот беда – поверхностный ремонт не в силах устранить коренную проблему. Для ее решения требуются капитальные затраты, которых строители всячески стараются избежать.

Такое отношение к потребителю, по меньшей мере, недальновидно. Сегодня квартирный рынок переполнен предложениями, продают квартиры не только с полной отделкой, но и со встроенной мебелью. И на этом фоне грубейшее нарушение строительных технологий, и упорное нежелание сделать работу над своими же ошибками, выглядит особенно удручающе. «Прибыль превыше всего, но честь – превыше прибыли». Увы, принцип российского купечества у многих сегодня не в чести. Солидная компания устраняет допущенный брак и компенсирует издержки покупателю.  Или лишается права называться солидной компанией. Самое логичное – решить вопрос полюбовно. Сэкономив на копейку – теряют гораздо больше на репутационных издержках.