Провал российских вузов? Университеты программы “5-100” не попали в топ международных рейтингов

Что произошло?

Российские университеты программы “5-100” не смогли войти в топ международных рейтингов по итогам 2020 года – к такому выводу пришла Счётная палата.

Аудиторы пишут, что стартовые позиции вузов серьёзно различались между собой, а ещё учебным заведениям не хватило документов, утверждающих единую стратегию развития.

Что это значит?

  • Весной 2012 года Владимир Путин подписал указ, по которому российские вузы должны были адаптироваться к международным образовательным стандартам.
  • Отбор учебных заведений проходил в два этапа – в результате 21 вуз продолжил участие в программе. В проекте приняли участие ДВФУ, НИУ ВШЭ, ИТМО, СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, НИТУ МИСиС и другие.
  • Каждый вуз-участник получил государственную поддержку – в целом из бюджета выделили 80,1 млрд. рублей.
  • Для выполнения условий проекта не менее 5 вузов должны были оказаться в числе первых ста позиций международных рейтингов: ARWU, THE, QS.

Среди российских университетов занять место в топ-100 удалось только МГУ (который не был участником программы “5-100”): по оценке системы QS он находится на 74-м месте, по данным ARWU – на 93-м.

Среди вузов-участников место в сотне получить никому не удалось – аудиторы назвали причины, по которым университеты не смогли достигнуть необходимых результатов.

  • Изначально для участия выбрали неоднородный состав вузов – при этом для них определяли одинаковые требования результативности. Уже на старте у учебных заведений серьёзно различался уровень финансового обеспечения и качественные характеристики (например, средний балл ЕГЭ студентов, принимаемых на бюджет).
  • Итоговое решение по предоставлению ежегодной господдержки вузам оставалось за Советом по повышению конкурентоспособности – ряд процессов его деятельности недостаточно прозрачен.
  • Государственные требования “дорожной карты” усложняли вход вузов в международные рейтинги.

В системе QS чем меньше студентов приходится на одного преподавателя, тем лучше. В России же к 2018 году этот показатель лишь увеличился с 10,2 до 12 студентов на одного учителя.

Хотя фактически программа “5-100” и провалена, но всё-таки её реализация привела к крайне положительным сдвигам в работе университетов-участников, что несомненно важно для повышения уровня российского высшего образования.

  • Ни один вуз не вошёл в топ-100 международных рейтингов, но многие учебные заведения (с 2016 по 2020 год) показали положительную динамику хотя бы в одном из них. НИТУ МИСиС, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбПУ стали лидерами, повысив свою конкурентоспособность сразу в двух-трёх оценочных системах.
  • Восемь вузов к 2020 году вошли в топ-100 ведущих университетов мира согласно отдельным международным предметным рейтингам.
  • Стало больше “качественных” публикаций, что говорит о росте университетской науки.

Андрей Волков, заместитель председателя совета “5-100”, отмечает, что за время существования программы количество публикаций российских учёных в мировых базах увеличилось вдвое.

Ректор НИУ ВШЭ, Ярослав Кузьминов, среди достижений, достигнутых за время действия проекта, также выделяет увеличение до 70% доли сотрудников, чьи публикации появились в Scopus и Web of Science. Явный недостаток ректор видит в ежегодном финансировании, а оптимальным считает выдачу средств хотя бы на 5-7 лет. По его мнению, имея погодовое финансирование сложно формировать научный коллектив.

  • Вузы улучшили свои образовательные программы – направления бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В январе 2021 года Правительство одобрило программу “Приоритет-2030”, которая придёт на смену “5-100”. Цель нового проекта – войти в число десяти стран-лидеров по научным исследованиям и разработкам, в том числе за счёт эффективной образовательной системы. На первом этапе субсидии получат около 120 вузов (с 2021 по 2024 год на эти цели выделят 52 млрд. рублей).

Автор: Кристина Минина



http://mirziamov.ru