Проект-204 – это начало новой экономики. Почему? Он поможет «поднять» регионы и не потратить ни копейки бюджетных денег

Проект-204 – это уже опробованный в нескольких регионах механизм социально-экономического развития территорий. Он учитывает пожелания общества, помогает бизнесу и не требует бюджетных вливаний. Автор инициативы, профессор Международного Славянского института, вице-президент Кирилло-Мефодиевской Академии славянского просвещения, доктор технических наук Валентин Назаров рассказал, как Проект-204 поможет стране в несколько раз увеличить темпы экономического роста и улучшить благосостояние россиян.

Зачем нужен Проект-204?

Для решения задач, которые сформулированы в указе президента России от 7 мая 2018 года №204:

  1. устойчивое развитие национальной экономики с темпом прироста не менее 6% ВНП в год
  2. рост численности населения
  3. увеличение реальных доходов
  4. увеличение продолжительности жизни
  5. снижение бедности в два раза
  6. ускорение технологического развития

Эти задачи, по мнению авторов Проекта-204, невозможно решить из-за недостатков экономической системы:

  • Национальная экономика встроена в международное разделение труда и потому несамостоятельна. Россия – это, по сути, сырьевой придаток развитых стран.
  • В стране нет инвестиционного механизма, который позволяет вливать деньги в производство.
  • Нет стратегии развития территорий.

Как будет работать Проект-204?

  1. Территория (область, район, населённый пункт) принимает декларацию о Цели общественного развития – создании условий для воспроизводства российского народа «из поколения в поколение».
  2. Эксперты Проекта-204 изучают производственные возможности территории. Выясняют, какое здесь количество земли, леса, полезных ископаемых, водных и иных ресурсов, сколько человек можно привлечь к производству, какому бизнесу здесь будет интересно работать.
  3. На втором этапе проводится бизнес-проектирование. Эксперты согласовывают производственные возможности, желания людей и намерения органов власти.
  4. Всё многообразие бизнес-планов собирается в ряд сценариев развития территории.
  5. Перечень вариантов развития направляется в представительные органы территории. На основе одного из сценариев депутаты принимают Программу развития.
  6. Для исполнения Программы создают специальный оператор – Корпорацию развития территории. Её основная функция – создавать благоприятные условия для ведения бизнеса и привлекать деньги на развитие с помощью фондирования. Оптимальная правовая форма для Корпорации – некоммерческая организация, государственное или муниципальное предприятие.
  7. Представительные органы власти проверяют, как исполняется Программа развития, и при необходимости корректируют её.

Группа разработчиков Проекта-204 готова стать оператором Программы развития в наиболее депрессивных регионах (например, Псковской области) и подготовить новые группы для запуска проекта на других территориях. Сейчас авторы инициативы работают с правительствами нескольких областей и изучают производственные ресурсы и возможности этих территорий.

Какими будут результаты Проекта-204?

Об этом можно судить по работе Фонда поколений ХМАО, которым руководила группа разработчиков Проекта-204, в 1994-2008 годах.

  • По инициативе главы администрации ХМАО Александра Филипенко в 1994 году учредили особую государственную структуру – ГУП «Исполнительная дирекция Фонда поколений ХМАО».
  • В активы Фонда поколений заводили неденежные и неликвидные объекты государственной собственности ХМАО, нуждающиеся в управлении. Это были банкротные леспромхозы, развалины производств, оборудование под снегом, векселя банкротных предприятий.
  • За 14 лет Фонд поколений наладил около 170 отдельных бизнесов, создал Корпорацию с 12,5 тыс. работников и прибылью в сотни миллионов рублей в год. Благодаря работе Фонда в регионе появилось много социальных проектов и программ.
  • В составе Фонда поколений появился и вырос его собственный расчётно-кассовый центр – «Ханты-Мансийский банк» (сейчас он называется «Открытие»).
  • Фонд поколений поработал на территории ХМАО, Тюменской, Челябинской, Свердловской областей.

Как авторы Проекта-204 налаживали бизнесы?

  • Модернизировали  производство. Например, Фонд поколений ХМАО находил для бизнеса самые современные мировые технологии и оборудование, закупал их и предоставлял предприятиям в пользование.
  • Для каждого бизнеса с разорванными и неэффективными хозяйственными связями Фонд достраивал производственную цепочку. А полученную от взаимодействия прибыль распределял между всеми участниками. Создать единую технологическую цепочку помогала программа развития территории.
  • В отличие от банков, Фонд поколений выстраивал с бизнесами партнёрские отношения. Он не только давал деньги и активы во временное пользование, но и разделял с бизнесом ответственность за результат.
  • Фонд выступал попечителем бизнеса и снимал с него избыточные функции, например, техническое перевооружение и финансирование развития.