За несколько месяцев с начала пандемии коронавируса мир успел пережить серьезные потрясения. Миллионы заболевших, экономический спад, проблемы в социальной сфере и упадок бизнеса – со всем этим придется разбираться еще долгие годы. Мы решили представить, каким будет мир, когда болезнь наконец отступит.

Удаленная работа

Карантин и самоизоляция вынудили многих работодателей перевести сотрудников на удаленную работу. Строгий дресс-код сменили удобные пижамы, совещания переместились в виртуальный формат, а кофе-брейки и перекуры стали проходить на кухнях и балконах собственных квартир.

Многие начальники опасались, что работа из дома расслабит сотрудников. Однако исследования показали, что работники наоборот стали более эффективными. Это заставило многие компании переосмыслить необходимость офисной работы. И если после конца пандемии они решат не возвращать людей в бизнес-центры, это может кардинально изменить современный мегаполис.

Цена на недвижимость упадет, так как компании перестанут снимать большие офисы, а люди – квартиры поближе к работе. Пробок на дорогах станет меньше, многие перестанут терять время на стояние в них, будет случаться меньше аварий. А онлайн-коммерция может стать во главу угла и заменить традиционные магазины.

Виртуальные развлечения

Необходимость почти все свое время проводить дома породила новую культурную реальность. Конечно, учиться, общаться с друзьями, делать покупки и ходить в музеи не покидая квартиру можно было и раньше. Но только во время всеобщего карантина люди, кажется, наконец распробовали все прелести виртуальных развлечений, за которыми не нужно никуда идти – они сами приходят в твой дом.

В мире не зря выросло потребление интернет-трафика. Культурная составляющая успешно адаптировалась под новые условия и популярными стали онлайн-концерты любимых звезд, подпевать которым можно не вставая с дивана. Музеи предоставили людям возможность ознакомиться с экспозицией виртуально гуляя по залам. Виртуальный шопинг, виртуальные курсы, виртуальные спектакли – все это стало привычной составляющей жизни, при которой ты не можешь выйти из дома, но можешь “пригласить” к себе любимую звезду, преподавателя или артиста. Все это оказалось настолько удобно, что популярность таких развлечений может сохраниться и после окончания эпидемии.

Забота о здоровье

Необходимым трендом в опасных для жизни условиях стала забота о здоровье. По мнению ученых из Гарвардского университета, миру может потребоваться минимум 2 года социального дистанцирования, чтобы предотвратить появление новых сезонных вспышек коронавируса. Так что “мода” на маски, перчатки и антисептики сохранится надолго. Так же, как привычка обходить стороной массовые мероприятия и не подходить близко к людям в очереди или транспорте.

Постепенно это может изменить человечество в лучшую сторону. Люди научатся уделять пристальное внимание вопросам гигиены и пересядут с автомобилей и общественного транспорта на велосипеды – спрос на них в мире уже значительно вырос. Все это не может не сказаться на здоровье людей в позитивном ключе.

Появление на поверхности глубинных проблем

Самоизоляция привела не только к позитивным последствиям. По некоторым данным, за время с начала карантина число жалоб на домашнее насилие в мире выросло. Количество тревожных звонков от женщин увеличилось на 60% по сравнению с прошлым годом.

Кроме того, сидение взаперти стало настоящим испытанием для людей с подвижной психикой. Это привело к обострению психических заболеваний и росту числа душевных расстройств.

Все это может привести к негативным последствиям. После карантина наверняка вырастет спрос на услуги психологов, психиатров и психотерапевтов. А разводов станет значительно больше – возможно, даже случится всплеск случаев пост-карантинного разрыва отношений.

Осознанное потребление

Экономический спад заставит потребителей изменить свое отношение к балансу цена-качество. После карантина люди станут больше думать о необходимости покупки, сравнивать товары с аналогами и анализировать пользу приобретения. Потому можно ожидать повышенного спроса на более дешевые продукты с большой пользой, чем те, цена которых формируется исходя из “раскрученности” бренда.

Также может вырасти спрос на бренды, которые продают товары многоразового использования. А это значит, что экологичные, экономичные и доступные продукты станут “звездами” торговых полок.

Туризм

Даже когда страны откроют свои границы, а отели приветственно распахнут двери, туризм уже не будет тем, что раньше. Некоторое время путешественники будут гораздо осторожнее, чем раньше.

Во главу угла станет чистота: тщательная уборка номеров в гостиницах, салонах самолетов, меры предосторожности в общении с гидами и другими людьми. Все это будет важными критериями, по которым люди будут оценивать успешность того, как прошел отпуск. Поэтому может снизиться спрос на съемное жилье за границей – туристы будут чувствовать себя более безопасно в гостиницах, чем, например, в арендованных на Airbnb апартаментах.

Рост социального неравенства

С началом пандемии люди, работавшие в сферах обслуживания, попали под самый большой удар. Официанты, парикмахеры, массажисты и представители десятков других профессий оказались в изоляции без работы и финансовой подушки.

С окончанием карантина социальное неравенство будет лишь расти, так как сектор услуг, малое и среднее предпринимательство не смогут быстро восстановиться. Только в США уровень безработицы достиг показателей времен Великой депрессии. И ситуация будет ухудшаться во всех странах – это станет эхом прошедшей пандемии.