Подземный картель? Что таит в себе питерское метро?

Что-то глубинное, знакомое из детства всплывает из памяти при слове «картель». Те, кто родился в 60-70 годы 20 века помнят это слово из передач и фильмов о «жизни капиталистического мира», на тот момент мира экономического разврата и тотальной коррупции. Картель – это слово, вызывающее брезгливое чувство, как будто вас обманули, заставили сделать что-то нехорошее или принять участие в чём-то незаконном, в том, о чём вы никогда не будете рассказывать детям и внукам.

Ведь какие они, вспоминаемые картели? Картели наркобаронов, картели производителей нефти, спонсирующие террористов, бриллиантовые картели, влияющие на весь рынок алмазов, и многие другие. Их цель – добиваться управления целыми отраслями промышленности, не брезгуя подкупом, шантажом и финансовыми махинациями. Мог ли возникнуть картель в городе на Неве, а точнее под ним? Попробуем разобраться.

Началось всё с заключения в СИЗО главы «Метростроя» Николая Александрова. По данным издания «Новая Газета», генерального директора компании-монополиста и еще двух бизнесменов обвинили в присвоении и растрате в особо крупном размере по предварительному сговору. Уголовное дело по ст.160 ч.4 УК РФ региональное Следственное управление ФСБ возбудило 6 декабря. И после этого начали вскрываться интересные факты.

Кроме возможного хищения в 178 миллионов рублей и невыплат заработных плат работникам «Метростроя»,  нашу редакцию заинтересовала информация о дефектах на недавно построенных станциях метро. Кое-где появились протечки и проблемы с витражами и дверями на «чемпионатских» станциях  (построенных к Чемпионату мира по футболу) «Новокрестовская» и «Беговая». А когда Сбербанк подал на банкротство компании «Метрострой» нам удалось узнать о странных порядках в системе метростроительства.

Нас заинтересовала личность Владимира Маслака.  По данным сайта rusprofile.ru, он, владеет двумя фирмами. Это ООО «Метроалюм», изготовляющий конструкции для метрополитена и ООО «Современные архитектурные системы метро», осуществляющее строительные работы в метрополитене. Вы скажете – что тут такого, это предприниматель, опора России. Но на том же сайте rusprofile.ru есть и другая информация. О том, что он ещё и руководитель ОАО «Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс». А это ОАО, на минуточку, практически монополист в проектировании метрополитена, от самих станций до прокладки пути. По крайней мере, так утверждает издание fontanka.ru.

По сайту «Ленметрогипротранс» видно, предприятие ключевой проектировщик строительства метрополитена в Санкт-Петербурге. При этом Владимир Маслак владеет, по сути, производственной фирмой. Вы снова спросите, а что здесь не так? Получается ситуация, что «Ленметрогипротранс» проектирует для «Метростроя» объекты, где компоненты может поставлять «Метроалюм».

Если открыть сайт Арбитражного суда, можно найти там информацию, о важном деле – споре между «Метроалюмом» и «Метростроем», по которому «Метроалюм» выиграл спор у «Метростроя» на 124 миллиона рублей. Там же есть сведения о сумме контрактов между ними и дочерней организацией «Метростроя».

Листая базу арбитражны дел, вскрылась и ещё одна подробность деятельности. В 2016 году Маслак выдал фирме ООО «СевЗапСтрой-Монтаж Управление» два займа на общую сумму 30 000 000 рублей. ООО «СевЗапСтрой-Монтаж Управление» (ОГРН: 1167847243211) зарегистрировано 01.06.2016 на Манаева Виктора Александровича (ИНН 510702549401). Манаев был ранее учредителем двух ликвидированных фирм  ЗАО «Кольстрой – 1» и ЗАО «Никельстрой» из города Мончегорск, родины Владимира Маслака.

Но не это самое интересное. По выписке из ЕГРЮЛ, ООО «СевЗапСтрой-Монтаж Управление» зарегистрирована 01.06.2016, а первый заем в 15 миллионов рублей, как следует из определения суда, был выдан по договору №01/16 от 08.02.2016 по платежному поручению №322 от 08.02.2016. Хотелось бы понять, чем, кроме чувств землячества руководствовался Маслак, когда давал деньги этой фирме, которая их не вернула и с которой, в результате, пришлось судиться.

ТАСС писало, что следствие подощревает главу «Метростроя» Николая Александрова в использовании знакомых, для вывода денежных средств с предприятия. И да, его предполагаемый подельник предприниматель и учредитель ООО “Циклон КЗС” Анатолий Болотов, а также предполагаемый соучастник Олег Кузьменко отправились вместе с ним в СИЗО.

Но, по сути, главное в нашем жизнеописание Владимира Маслака – это те самые «необычные» двери и конструкции, установленные на «чемпионатских» станциях «Новокрестовская» и «Беговая» «Метроалюмом». Предприятие специализируется на производстве архитектурных конструкций, в том числе витражей и потолков, которые установлены, на станциях «Новокрестовская» и «Беговая».

Может ли быть так, что в проектах и сметах ОАО «Ленметрогипротранс» учитывались прайс-листы именно ООО «Метроалюм»? Хороший вопрос. Общая площадь потолков на двух чемпионатных станциях «Новокрестовская» и «Беговая» около 12,5 тысяч квадратных метров, если предположить, что у кого-то был умысел завысить стоимость работ на 9 тысяч рублей с одного квадратного метра, потенциальная сумма ущерба составила бы 112, 5 миллиона рублей. Для сравнения сопоставления директора «Метростроя» Николая Александрова сейчас обвиняют в хищении 178 миллиона рублей.

Есть и ещё кое-что – ООО «Метроалюм» и ОАО «Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс» подали иск о банкротстве «Метростроя» на месяц раньше «Сбербанка», то есть ещё в декабре 2019 года. Однако можно сказать, что “Сбербанк” сейчас перехватил инициативу и дальнейшая судьба предприятия стала вырисовывается чётче.

Любой картель рано или поздно раскрывают. Как бы удачно не прятались детали схемы, раскрытие её вопрос желания и некоторого времени, проведённого с открытыми источниками. Каждый читатель может по нашим следам восстановить всю цепочку самостоятельно и сделать свои выводы. Что будет с героями этого текста дальше – неясно. Но мы продолжим следить за ситуацией.