Ему пророчили статус спасителя деловой репутации. Его называли легким способом отстоять доброе имя. В его эффективность искренне верили. Но он не оправдал и половины ожиданий. Встречайте – закон о праве на забвение [1]. В этой статье мы выступим в роли разрушителей мифов и устраним все домыслы, витающие вокруг этого права, а после предложим действенные способы обороны чести и достоинства.

Забегая вперед, сообщим, что в 99 % случаев законом о забвении воспользоваться не получится. Но есть и хорошие новости: ремувинг от специалистов агентства управления репутацией «Репутация.Москва» избавит от любой негативной информации в интернете.

Закон о забвении в интернете: экспресс-ликбез

В идеале право на забвение должно было помочь актуализировать информацию в интернете. К примеру, фирма переехала, а статья, где указан старый адрес, продолжает индексироваться. В таком случае представитель компании может заполнить специальную форму и ожидать скрытия старых данных. Именно скрытия, а не удаления: поисковые системы не будут показывать информацию, но на самих площадках публикации она останется.

Закон о забвении: что говорят Яндекс и Гугл

Закон вступил в силу 1 января 2016 года. Спустя три месяца Яндекс и Гугл назвали [2] число пользователей, пожелавших воспользоваться правом на забвение — 3600 и 1495 соответственно. Представители поисковых систем рассказали, что отклонили более 70 % обращений. Это был первый и единственный случай, когда поисковики поделились статистикой. Точные цифры на сегодняшний момент в открытом доступе не представлены. Однако вряд ли статистика изменилась в пользу пользователей. И вот почему:

  • Закон наделяет поисковики несвойственными им обязанностями. Говоря о праве на забвение в интернете, Яндекс отметил [3], что не может выполнять функции судов или правоохранительных органов, особенно когда дело касается обвинений в распространении незаконной и недостоверной информации.
  • Информация, которую хочет удалить пользователь, может представлять общественный интерес. Всё в той же критической статье о праве на забвение в интернете Яндекс приводит примеры, когда вопрос скрытия данных стоит особенно остро. Например, в ситуации с врачом, желающим избавиться от свидетельств своей ошибки на основе их устаревания. Если он решит поменять место работы, то сможет оставить запрос на скрытие устаревших негативных отзывов. И формально нарушений не будет.

Миф первый: право на забвение всегда поможет защитить деловую репутацию

Точно да, если ситуация простейшая или есть заключение суда. Точно нет, если случай неоднозначный.

Поясним. В упомянутом выше примере с переездом компании (сменой номера телефона, изменением имени бренда) поисковики, скорее всего, встанут на сторону пользователя и скроют данные. Информация исчезнет из выдачи и в том случае, если суд решит, что она недостоверная, оскорбительная и т. д. А вот если Петров в статье окрестил Иванова лжецом и взяточником, а у Иванова нет доказательств своей невиновности, представители Яндекса, Гугла и Mail попросят обратиться в суд. Согласитесь, ход верный: откуда поисковым системам знать, проделки это конкурентов или горькая правда.

Миф второй: этот закон – самый логичный способ отстоять доброе имя

Судебная практика – это хорошо, но в ситуации с законом о забвении она нелогична.

Да, в случае с репутацией важно действовать исключительно легальными методами, чтобы не усугубить положение. Но закон о праве на забвение очень сложно назвать инструментом, идеально подходящим для работы с честью и достоинством в интернете. Зачем нужна полумера в виде скрытия недостоверной информации, когда можно добиться её удаления с источника? Вопрос остается неотвеченным.

Миф третий: суд – это не так уж сложно

Вынуждены разочаровать, но судебное разбирательство – это всегда временные и материальные затраты.

Дела о репутации в интернете решаются не быстро – в среднем за 120 дней. Стоимость работы юриста исчисляется десятками тысяч. Не забудьте и о лингвистической экспертизе, без которой суд вряд ли примет дело на рассмотрение. И даже при таких вложениях гарантировать результат никто не сможет. Не исключена вероятность, что вы потеряете внушительную сумму и несколько месяцев, но так и не получите заветный документ для поисковиков.

Миф четвертый: можно воспользоваться правом на забвение без шумихи

Никаких гарантий конфиденциальности нет.

Использование относительно нового закона по-прежнему вызывает интерес у медиа. Попробуйте загуглить «Право на забвение» и открыть раздел «Новости». Скорее всего, вы увидите публикации о том, что кому-то посчастливилось договориться с поисковиками и скрыть информацию. Такие тексты подрывают доверие к человеку и ставят его репутацию под ещё большую угрозу.

Как отправить заявку на скрытие информации?

Прочитали статью и по-прежнему уверены, что закон встанет на вашу сторону? Отправьте заявку на скрытие информации представителям поисковика. Заполните анкету Google [4], Яндекс [5] или Mail [6]. Не жалейте времени и расскажите о ситуации как можно подробнее: что произошло, почему считаете, что информацию нужно убрать из индексации, какие есть доказательства. Будьте готовы, что модераторы свяжутся с вами и зададут дополнительные вопросы. Оставляйте только актуальные контакты и будьте на связи.

Кое-что получше

Переговоры эффективнее закона о праве на забвение. Если говорить метафорами, они не просто гасят симптомы, а убирают причину боли негативщика. В результате он сам содействует удалению информации, а вы получаете уверенность, что недостоверные данные не вернутся.

Оцените силу ремувинга и воспользуйтесь услугами специалистов агентства управления репутацией «Репутация.Москва».

  1. Гарантируем результат.
  2. Избавляем от негативной информации в срок от 10 дней.
  3. Обеспечиваем полную конфиденциальность.
  4. Принимаем оплату только за результат, а не за старания: выставим счёт, когда избавим вас от негатива.

_____________________________

Источники:

[1] – http://base.garant.ru/12148555/

[2] – https://www.kommersant.ru/doc/2950372

[3] – https://yandex.ru/blog/company/o-primenenii-zakona-o-prave-na-zabvenie

[4] – https://support.google.com/legal/contact/lr_rudpa?&product=websearch

[5] – https://yandex.ru/support/abuse/troubleshooting/oblivion.html

[6] – https://go.mail.ru/support/oblivion/