Представим себе ситуацию, с которой так или иначе сталкивался каждый. Послано резюме, пройдено телефонное интервью, и от работы вашей мечты вас отделяет только шаг – очное собеседование с потенциальным работодателем.

От того, насколько вы сумеете расположить потенциального шефа к своей персоне, зависит, предпочтут ли вашу персону или отдадут искомую вакансию конкуренту. Как человек, который сам проводил десятки собеседований с кандидатами, скажу, что часто в пользу того или иного кандидата говорят не только представительные резюме, хорошие рекомендации. Решающим фактором может стать «приязнь». А вызвать ее можно как правильно подобранной одеждой, хорошо продуманными и подготовленными ответами на вопросы HR-специалиста, так и с помощью языка тела.

На интуитивном уровне мы наблюдаем за собеседником, оценивая манеру говорить, темп речи, жесты. Тот, кто знает особенности языка тела и сможет контролировать себя во время собеседования, окажется в чуть более выгодных условиях по сравнению с другими кандидатами.

Итак, раскрою несколько характерных особенностей поведения, которые помогут оказать благоприятное впечатление на потенциального работодателя.

Продумайте гардероб. Правильно подобранная одежда поможет продемонстрировать лучшие качества. Например, в синем цвете предпочитают быть одетыми командные игроки. Лидер для доминирующего цвета одежды предпочитает черный.

Яркие цвета, типа желтого, фиолетового или оранжевого выберут натуры творческие, неординарные. Серые цвета в гардеробе предпочитают люди с аналитическим складом ума.

В кабинет интервьюера нужно заходить уверенно и решительно, при этом не суетясь. Если ситуация предполагает рукопожатие, ваша рука не должна дрожать или быть влажной, это признак нервозности и неуверенности.

Ведите разговор естественным тоном, не следует стараться сделать свой голос более выразительным или громким. Ведите беседу в удобном для вас темпе, не бубните. Ваш голос должен показать интервьюеру искренний интерес, поэтому на пользу сыграют умеренная эмоциональность и небольшое оживление.

Верным шагом в сторону провала станет кашель, заикание, использование междометий. Это демонстрирует неловкость, робость и неуверенность потенциального соискателя.

Людям, которые не имеют проблем с самооценкой, свойственно смотреть прямо в глаза своему визави, однако не нужно использовать этот лайфхак чрезмерно. Прямой зрительный контакт более 7 секунд провоцирует собеседника, вызывая его смущение или же, наоборот, раздражение.

Следите за своими руками. Открытые ладони – это признак искреннего и открытого человека, если вы держите вместе кончики пальцев, это характеризует личность уверенную.

Не нужно прятать руки под стол – это показатель скрытности. Жесты типа постукивания ладонью по столу, барабанная дробь пальцами показывают нетерпение. Не произведет хорошего впечатления на работодателя закрытая поза со сложенными на груди руками – это матрица страха и разочарования. Также обязательно контролируйте интенсивность вашей жестикуляции, это может быть истолковано как нервозность.

Воспользуйтесь «эффектом хамелеона». Эта определенная психологическая техника, которая дает возможность расположить собеседника. Фактически нужно вести себя аналогично своему собеседнику. Представьте себе, что ваша беседа – это «парный танец», а вы демонстрируете свое стремление стать частью команды. Это может выглядеть примерно так: если собеседник откинулся в кресле, повторите его жест, правда не явно, чтобы это не выглядело слепым копированием.

Анализ опыта работы HR-специалистов, показывает, что они отдавали предпочтения чаще тем, кто хвалил компанию, куда хотели прийти работать, открыто демонстрировали энтузиазм, при этом делали это не наигранно, а от чистого сердца.

Будьте уверены в себе, и сделать это весьма просто. Можно принять на несколько минут позу силы. Можно продемонстрировать это как до входа в офис, так и во время беседы.

Нужно полностью облокотиться на спинку предложенного стула, несколько расслабить спину и плечи, можно слегка упереться локтями.

В завершении отмечу, что язык тела – это большая и непростая наука. Владение базовыми знаниями о языке жестов может быть полезно буквально каждому. При этом не нужно абсолютизировать знания «тайного» смысла жестов. Нет возможности прочесть и интерпретировать каждое движение собеседника. Допустим, в ходе беседы ваш собеседник решил почесать ухо. Не паникуйте, думая, что он потерял к вам интерес, может быть, у него просто чешется ухо.

Однако общие закономерности существуют, придерживаясь принятых правил, учитывая стереотипы, можно немного качнуть весы в свою пользу, расположив рекрутера к своей персоне чуть больше, чем к потенциальным конкурентам.

Роман Таланов, психолог