Год 2020-й разделил современное сознание человека на «до» и «после». «До» – это мир глобализации, сталкивающихся культур и общение «без границ». «После» – это дивный новый мир, который только предстоит узнавать, осознавать и осваивать. Психолог, креативный директор ООО «Экологика» Ольга Ефтимова рассказала, какие возможности открыло для человечества столкновение с коронавирусом.

Мир в поисках исцеления

Прежде всего важно понять, что мы все пережили травму. До сих пор люди проходят её разные стадии – от отрицания до принятия. Напомню основные этапы психотравмы:

  • шок-отрицание – «вируса нет»;
  • гнев, внешняя агрессия – поиск виновных, «правительство допустило заражение», аутоагрессия – «я виноват сам, плохо забочусь о себе»;
  • стадия торга – попытка разрешить конфликт, стараясь соблюдать меры предосторожности, порой впадая в панику, убеждая себя, что только так можно спастись от всего;
  • этап горевания – когда неприятное (вирус реален) случилось, и нужно это признать и пережить;
  • этап принятия – постепенное накопление ресурса для дальнейшей жизни.

Психика так устроена, что не может охватить все целиком, мы часто проживаем события поэтапно. Но это длительный процесс. Не зря говорят: «Время лечит». На самом деле мы сами себе целители. Просто нам нужно это самое время, чтобы прийти к определенным выводам, которые помогут примириться с действительностью, и жить дальше. Это непросто, и ситуации бывают разные. Многое зависит от внутреннего психологического и внешнего ресурса, имеющегося у конкретного человека, но его можно почерпнуть в связях с другими людьми.

Человечество перед лицом неизбежных изменений

Многие футурологи уже грезили о мире без границ, без рас, о мире, где человечество усилиями многих народов строит звездный корабль и летит на Марс. Еще совсем недавно правительство старалось пересадить всех на общественный транспорт, а стоимость и обслуживание личного авто делало его неудобным дорогостоящим атавизмом. Сегодня же все изменилось – культура индивидуальностей и ограничения личного общения становится нормой. Теперь мы все «интроверты по необходимости». Как бы ни отодвигали от себя четвёртую технологическую революцию, она врывается через новую реальность всей своей неизбежностью и угрозой: трансформация или поражение.

В романе Рэя Бредбери «И грянул гром» путешественник во времени нарушил экологическое табу – свернул с тропы и совершенно случайно раздавил бабочку. Расплата не заставила себя ждать. После возвращения в свое время он увидел, что оказался в совершенно ином мире, в иной реальности. Именно это произошло с человечеством в 2020 году.

Мы – жители уже иной «нормальности», иного мира. И ни у кого нет под рукой машины времени, чтобы забросить в 2019 год супермена, который остановит цепную реакцию пандемии. Гром грянул. «Эпидемиологическая бомба уже взорвалась», – написал о пандемии COVID-19 доктор психологических наук Александр Асмолов в одной из своих статей. Мир стал другим. Однако в любом мире у людей есть множество возможностей для жизни и гармоничного развития.

Новый мир даёт новые опоры

Во-первых, мы стали переучиваться и учиться новому во взрослом возрасте. Это всегда вызов, однако это и способ создать в мозге новые нейронные связи. Обучаясь, мы переживаем контролируемый стресс, заставляем голову работать, а себя тем самым – жить.

Мы встали на рельсы цифровизации и катимся, все увеличивая скорость. Это является мощной тенденцией в плане реформирования и модернизации глобальной образовательной среды. Цифровизация означает преобразование всех типов информации (тексты, звуки, изображения, видео и другие данные из различных источников) на цифровой язык.

Аналитики и эксперты (в основном британские, в том числе Тим Бернерс-Ли – один из создателей Всемирной паутины) рассматривают переход процесса обучения в цифровую среду как поворотный момент в истории образования. По мнению ученых, в самое ближайшее время цифровой формат избавит от необходимости рукописного ввода лекции, когда каждый студент получит все материалы и сможет обработать их в режиме реального времени. Все тексты будут доступны онлайн и будут храниться в цифровом «облаке».

Во-вторых, подобные вызовы для человечества хороши тем, что мы кидаем все силы и ресурсы на поиск выхода из ситуации. Это всегда сопровождается разработкой новых идей и технологий.

Например, в России за время пандемии появились образовательные онлайн-платформы: «Российская электронная школа», Yandex.textbook, Teach.ru и Yaklass, которые доступны для учителей, учеников и родителей. Российские ИТ-компании также поддержали систему образования. Mail.ru предоставляет доступ к своей платформе для онлайн-обучения, «Яндекс» выложил видеоуроки для школьников 5-11 классов, а GeekBrains открыл бесплатный доступ к своим курсам программирования.

Министерство просвещения России разработало руководство по внедрению технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования. Оно также открыло горячую линию для поддержки региональных министерств, школ и высших учебных заведений в организации дистанта. Кроме того, были выпущены специальные указания для руководителей и сотрудников учебных заведений о том, как справиться с пандемией на психологическом уровне. И это не говоря о государственной поддержке биотехнологий и, в частности, медицины – наша страна первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса.

Изменения формации в экономике и политике несут в себе помимо сложностей новые решения. Мировой кризис назревал во всех сферах, пандемия – это, вероятно, лучшая из возможностей перехода человечества на новый этап развития технологий, который, если не случится более масштабной катастрофы, уже не остановить.



http://mirziamov.ru