От маленького магазина до модного бренда. Как построить бизнес на положительных эмоциях и красоте?

Одежда является такой же базовой человеческой потребностью, как еда, кров и чувство безопасности. В современном мире она выполняет в том числе социальную функцию – через внешний вид человек говорит миру о том, каков он есть. И если масс-маркет не может справиться с этой потребностью, на помощь приходят талантливые дизайнеры. О работе в модной индустрии, производственных сложностях, тайных желаниях женщин и новых стильных проектах «Регионам России» рассказала основатель компании «Bel Moda» Марина Костенко, которая готовится запустить новый бренд одежды «Meri me».

Через Шахты к звездам

История модного бизнеса Марины началась 20 лет назад в 80 километрах от Ростова-на-Дону, в небольшом городке Шахты, известном добычей угля. Основной экономической силой региона на тот момент были шахтеры – люди серьезные и угрюмые, чья работа не располагает к модным изыскам. Зато располагает красиво одевать своих жен – в советские времена добыча угля была прибыльным делом, что позволяло женщинам города Шахты уделять много внимания своей внешности.

Будущий предприниматель Марина Костенко с детства была окружена атмосферой моды и стиля. Первые модные уроки ей преподала мама – главный технолог на местной обувной фабрике. В переломные 90-е, когда стали закрываться предприятия, именно она посоветовала Марине обратить внимание на сферу женской одежды.

«Когда я окончила факультет филологии, передо мной встал серьезный выбор профессии. Мне нужно было уходить в педагогику, но меня очень тянуло в моду, в красоту. Я поступила на работу на кафедру английских языков, но это было не для меня. Мне очень захотелось общаться с людьми на другом уровне. Вкладывать в них не знания, а красоту», – рассказывает Марина Костенко.

Модный старт оказался удачным. Костенко начала с открытия одного магазина «Bel Moda», запустить который помогали всем миром. Собственница помещения согласилась на невысокую арендную плату, знакомые отдали старые манекены, а друзья их отреставрировали. Для тех лет вид был удивительным – никаких париков, прорисованных глаз и ресниц. Сегодня такие манекены можно увидеть в витрине любого модного магазина, но тогда для небольшого Ростова это было прорывом и привлекло много внимания.

Стартовать Костенко тоже решила не без небольшого эпатажа. Каждому покупателю в день открытия решено было дарить бутылку шампанского, для чего была куплена целая коробка алкоголя. Однако ажиотаж был таким, что через час пришлось бежать за добавкой. А потом еще за одной коробкой, и еще. За день была продана почти вся партия одежды. Такого триумфа не ждал никто, даже сама Марина не верила в происходящее. В тот день ее бизнес получил мощный старт.

Чего хочет женщина?

В течение многих лет Марина Костенко плотно занималась развитием своих магазинов: консультировала покупателей, обучала продавцов, заказывала новые образцы в соответствии со спросом на тот или иной товар. Она признается, что одна из главных трудностей в работе – убедить посетительницу переодеться, примерить новый образ. Консультантам в магазинах Марины приходится быть и стилистами, и немного психологами: они не только подсказывают, с чем лучше комбинировать вещь, какому цвету отдать предпочтение и какой фасон подойдет под тот или иной тип фигуры, но и убирают рамки, которые многие женщины носят в себе годами. И этот подход отлично работает – покупательницы возвращаются и благодарят за открытие новых модных горизонтов.

«В крупных сетях и в масс-маркете задача продавца дать бирку, если человек зашел в примерочную, рассчитать, пробить и развесить, сделать выкладку. У нас продажи эмоциональные. Женщина приходит, она хочет где-то совет, где-то консультацию, где-то чтобы ей подсказали, на какой случай что лучше надеть. Поэтому холодный безэмоциональный сервис – это не для нас», – рассказывает Костенко.

После многих лет в продажах Марине стало очевидно: модельеры, которые отшивают вещи на фабриках, не всегда угадывают, что нужно потребителю. В отличие от Марины, которая успела хорошо изучить вкусы и потребности своих клиенток. С осознанием этого факта пришла идея создавать вещи с нуля.

Бренд «Meri me» своим названием отсылает к имени Марины, также в названии есть некоторая игра слов: meri me – marry me (с англ. «женись на мне»). По словам бизнесвумен, одежда может если не буквально привести к алтарю, то как минимум улучшить отношения с партнером, помочь найти вторую половинку. Вещи от «Meri me» созданы в стиле романтизма и классики, которые никогда не выходят из моды.

«Современные женщины распробовали удобную одежду и они уже не вылезут из кроссовок, джинсов, толстовок они с нами навсегда. Другой вопрос, что это та одежда, которая не подходит для многих случаев ее не все могут надеть на работу, на свидание, куда-то на выход. Поэтому сохраняется спрос на женственность, особенно в российских регионах. Даже бизнес-леди и женщины на руководящих должностях стараются оставаться женственными, несмотря на строгий дресс-код. И дизайнерам нужно учитывать эту потребность», – говорит Костенко.

Модная франшиза

События 2020 года сделали онлайн-торговлю популярной как никогда. Марина Костенко не отрицает, что будущее за интернетом, но скептически относится к идее ухода с оффлайн-рынка. Она отмечает, что для взрослых женщин с «реальными», а не выдуманными дизайнерами фигурами всегда будет сохраняться потребность примерить вещь перед покупкой. Кроме того, уверена Марина, онлайн-шопинг не способен подарить те эмоции, которые можно получить при походе в магазин или шоурум.

«Все наши постоянные покупатели приходят получить какой-то заряд эмоций, потому что мы их всех знаем, любим», – рассказывает Костенко.

Желание делиться с людьми качественными моделями и позитивными эмоциями привело к созданию франшизы. По словам Костенко, она решила не открывать магазины своего бренда в регионах сама, так как физически не сможет уследить за происходящим там. Но Марина готова сделать так, чтобы молодые предприниматели, которые хотят заниматься модой, не сталкивались с теми трудностями, которые когда-то пережила она. Например, не засматривались на производство в Китае или Италии только из-за низкой цены или разрекламированных материалов. Продукция Марины Костенко сегодня производится в России и Белоруссии и отлично сочетает в себе цену и качество. Предпринимательница уверена: у российской легкой промышленности большой потенциал и его нужно использовать.

Сегодня одежда от Марины Костенко уже продается в розничных региональных сетях. Однако переход на франшизу позволит женщинам со всей страны познакомиться с авторскими вещами от бренда «Meri me».

«Я не ставлю себе временных рамок. Я просто живу, делаю, что мне нравится, иду своей дорогой. А как быстро мои планы воплотятся для меня это не столь важно. Сегодня наш личный бренд уже готов, осталось только его запустить. А что будет дальше покажет жизнь», – резюмирует Марина Костенко.