Ольга Чернокоз: Реальное значение поправок мы узнаем спустя 10, а может и 20 лет

Материал выражает мнение автора, редакция может не разделять эту позицию

Отношение россиян к поправкам в Конституцию разделилось между двумя полюсами: от полного неприятия до фанатично преданной поддержки. А между этими полюсами – пустота и равнодушие. Можно уверенно сказать, что 80% граждан абсолютно безразличны к “новой Конституции”. Фанаты ее принятия, к которым относится весь властный и провластный истеблишмент, несмотря на креатив и имеющиеся ресурсы, так и не смогли “зажечь” население, как это было во времена присоединения Крыма. Люди не поверили, что обновление Основного закона хоть что-то реально изменит в их жизни.

Противники поправок тоже не смогли склонить народ на свою сторону. Они настолько сгустили краски вокруг “новой Конституции”, что их слова не нашли никакого отклика у россиян. Люди понимают, что ужасы, о которых им говорят, все же не коснутся большинства. И с этим становится очевидно, что маргинальная оппозиция, которая всегда против всего и вся, не имеет силы и поддержки у консервативного в целом российского общества. Она не сможет составить здоровую конкуренцию власти.

В итоге получается, что особой активности граждан по вопросу поправок в Конституцию ждать не приходится. И эта ситуация в очередной раз показывает разрыв между властью и обществом. У россиян уже не осталось воли на изменения, так как в стране нет никаких реальных раздражителей: люди давно не верят в оппозиционность КПРФ и ЛДПР. Отсюда слухи, что власть решила немного обострить борьбу внутри элитных кланов, дабы придать самой себе хоть какой-то толчок.

В частности, было решено либеральный ярлык вновь прикрепить к экс-премьеру Дмитрию Медведеву, а консервативный – к главе Совбеза Николаю Патрушеву. Будет ли это реальная борьба идей и людей либо очередная имитация – вот в чем вопрос. Однако тема конкуренции в ближайшее время точно будет стоять во главе угла, ведь даже “обнуление сроков” не снимает ее с повестки.

Что будет дальше? Путин вновь пойдет в президенты, возглавит Госсовет или вовсе “уйдёт на покой” в Совет Федерации? Надо понимать, что это всё лишь возможные варианты развития событий на данный момент. В действительности наша политическая система настолько нестабильна, что решения будут приниматься по факту и с учётом ситуации в стране и мире. Именно поэтому в “новой Конституции” предусмотрено так много возможных конфигураций для президента, который ушел, но все-таки остался.

Какими бы ни казались поправки в Конституцию сейчас, их реальное значение мы узнаем спустя 10-20 лет. Мне, например, очень нравится поправка о том, что президент может занимать свою должность не более двух сроков. Без слова “подряд”, как раньше. Возможно, спустя пару десятилетий именно она станет важнейшей гарантией демократического пути для России.