Ольга Чернокоз: «Основные проблемы социального обеспечения России связаны с низкой эффективностью бюрократической системы»

Генеральный директор медиахолдинга «Регионы России», политолог Ольга Чернокоз прокомментировала сетевому изданию «Центропресс» тему социальной поддержки россиян. Эксперт дала свой независимый взгляд на проведение государственной политики в области поддержки самых незащищенных групп населения, коснувшись работы сайте Госуслуг.

«Уже достаточно давно создан и работает сайт Госуслуг, который должен был стать сервисом, упрощающим большинство процедур. Но! Например, при получении пособия на детей через Госуслуги или для записи в детский сад необходимо совершить ещё много лишних телодвижений — собрать документы, перечень которых не очевиден, заранее записаться в МФЦ или службу соцполитики и «донести оригиналы документов». Часто Госуслуги работают как программа для заполнения документов, а не как универсальный сервис», – обозначила политолог Ольга Чернокоз.

По ее словам, работник социальной службы просто распечатывает заявление и дальше работает с документами, которые предоставил сам гражданин. Эти проблемы требуют вдумчивой, спокойной проработки и глубокого внедрения цифровых сервисов, считает эксперт.

«В нынешних условиях правильным решением было бы платить определённые виды пособий всем, без оценки финансового положения и жизненной ситуации человека. Например, пособие на детей: его можно платить всем гражданам с момента регистрации факта рождения ребёнка. Мы уже видели эффективность такой сплошной системы работы в период пандемии коронавируса. Что же касается поддержки старшего поколения, то на данном этапе необходимо стабилизировать пенсионное законодательство и отладить систему индексации пенсий», – считает Ольга Чернокоз.

Основные проблемы социального обеспечения России связаны с низкой эффективностью бюрократической системы, продолжает политолог Чернокоз.

«Государство пока не умеет качественно оказывать адресную помощь, система устроена так, что, когда необходимо дать денег какой-то конкретной, узкой категории граждан, возникают проблемы. Это показатель неэффективности управления в этой сфере. Чтобы получить любое пособие, выплату, льготу, нужно собрать пачку документов, потратить огромное количество времени и всё это в разных органах», – добавила она.

Хорошим решением была бы глубокая цифровизация, о которой так много говорит премьер-министр Михаил Мишустин. Прежде всего, важно унифицировать работу всех государственных органов, чтобы на уровне программного обеспечения было единство, считает Ольга Чернокоз.

«Социальные службы должны иметь доступ к данным о гражданине, которые есть у других ведомств. С другой стороны, получение самих услуг должно быть упрощено. Помогло бы внедрение электронного паспорта, универсальной карты, где хранились бы все данные (ИНН, СНИЛС, электронная подпись, и т.д). Такая система действует в ряде стран Европы и показала там свою эффективность», – предлагает эксперт.

По её мнению, задачей правительства Мишустина была как раз отладка всех этих систем. Но сейчас кабинет министров вынужден заниматься спасением экономики, планы по унификации и цифровизации отложили до лучших времён.