Нужно ли государству вмешиваться в торговлю? Разбираемся, может ли протекционизм помочь российской экономике

Протекционизм – это введение ограничений на ввоз иностранных товаров и поддержка своих производителей. Противоположность такой политики – свободная торговля.  

Инструменты протекционизма:

  • ввозные таможенные пошлины
  • импортные квоты и торговое эмбарго
  • субсидии для производителей
  • налоговые льготы для отечественных предприятий
  • преференции местным товарам и услугам при проведении коммерческих тендеров и в госзакупках
  • льготные кредиты для местных производителей

Протекционизм – естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить национальных производителей от конкуренции со стороны импорта. Протекционизм стимулирует внутреннее производство и занятость, что в итоге повышает рождаемость в стране. Какие ещё задачи он решает:

  • развивающиеся отрасли получают защиту и поддержку
  • экономика страны становится менее зависима от внешних рынков
  • растут продажи отечественных товаров и услуг
  • национальные предприятия платят больше налогов
  • уменьшается безработица, растёт благосостояние граждан

К чему привёл протекционизм в разных странах?

Снижение налогов для производителей

С 2000 по 2018 годы средняя ставка налога на прибыль компаний в мире уменьшилась на четверть – с 28,6% до 21,4%. За это время 76 стран снизили ставку, 12 оставили в прежнем виде, а 6 стран – увеличили.

  • В 2015 году из-за высоких налогов в Евросоюзе, США и развивающихся странах 40% прибыли международных компаний (около $600 млрд) было выведено в офшоры.
  • В 2018 году президент США Дональд Трамп снизил налог на прибыль с 35 до 21%. В результате американские компании стали больше инвестировать. Внутреннее производство, потребление и ВВП страны начали расти.

Торговые пошлины

  • В 2018 году торговые отношения США и Китая обострились, в итоге страны стали обмениваться введением пошлин на ввоз товаров. Например, США выпустили список из 1300 китайских товаров, которые облагались 25%-м сбором. В ответ КНР ввёл пошлину в размере 25% на поставки из США. Из-за торговой войны госбюджет США получил $12 млрд. $7 млрд из них заплатили американские потребители подорожавших импортных товаров.
  • Два предыдущих президента США тоже пробовали ввести ввозные пошлины, но менее удачно. Джордж Буш-младший ввёл сбор на импорт стали в 2002 году, а Барак Обама – на импорт китайских шин в 2009-м. Введение пошлин на импорт стали привело к росту цен на металл, в итоге производство в стране сократилось, а 200 тыс. человек потеряли работу. Из-за роста цен на шины в 2009 году (комплект китайских покрышек стоил до введения сбора около 50$, а американских – 150$) сократили более 2,5 тыс. человек, которые работали в розничном секторе.

Дешёвые кредиты

Это один из основных инструментов поддержки производства в странах с хорошим бизнес-климатом. Для этого они снижают процентную ставку центрального банка. Чем она меньше, тем меньше проценты, которые заёмщики выплачивают по кредиту. Соответственно, предприятия берут больше кредитов и могут быстрее развивать производство.

Топ-7 стран с самой низкой ключевой ставкой:

  1. Швейцария – минус 0,75%
  2. Дания – минус 0,65%
  3. Швеция – минус 0,5%
  4. Япония – минус 0,1%
  5. Болгария – 0%
  6. Евросоюз – 0%
  7. Израиль – 0,1%

Каким должен быть протекционизм в России?

Протекционизм должен помочь национальным производителям снизить издержки и повысить качество товаров до зарубежного уровня и выше, чтобы их можно было экспортировать. Иначе вся господдержка сведётся к перераспределению денег в пользу неразвивающихся предприятий – субсидии будут потрачены зря. 

Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Промышленного союза «Новое Содружество» и ассоциации «Росспецмаш», лидер Партии Дела Константин Бабкин в своей статье о Новом курсе развития страны назвал его ключевым условием политику разумного протекционизма

«В процессе присоединения к ВТО, в попытках присоединиться к «мировой экономике» или к экономике соседних цивилизаций Россия в значительной мере открыла свой рынок, поставив собственных производителей в неравные условия конкуренции по отношению к их зарубежным конкурентам. Вся экономическая политика, и внешнеторговая в том числе, должна быть нацелена на создание для тех, кто желает заниматься производством несырьевых товаров в России, комфортных условий. Это означает разумное регулирование доступа на внутренний рынок и борьбу за равные условия доступа на рынки других стран. Это означает не стимулирование вывоза сырья и постоянное повышение цен на него для российских потребителей, а стимулирование его глубокой переработки на российских предприятиях. Это мы называем разумным протекционизмом».