Регионы России

«Нововведения приведут к гибели деревень и беспорядкам на местах». В чем проблема новой реформы местного самоуправления?   

25 января Госдума приняла в первом чтении законопроект об организации местного самоуправления (МСУ). То, как этот документ может отразиться на российских муниципалитетах, 10 февраля обсудили участники круглого стола «Реформа МСУ. Как учесть в законопроекте специфику регионов?», организованного «Партией Дела» и Координационным советом Некоммерческих организаций России. 

Первым на заседании высказался Секретарь Федерального Совета «Партии дела» Алексей Лапушкин. Он считает, что любые изменения в системе МСУ должны проходить поэтапно и иметь широкое общественное и экспертное обсуждение, а реформа — получить статус нового общественного договора.  

«Местное самоуправление — фундаментальная основа организации хозяйственной жизни и кузница кадров России. Решение многих вопросов на местах при централизации становится сложным процессом, и приводит к существенным перекосам управленческих решений, — рассказал Лапушкин. —  Существующая система межбюджетных отношений, которую называют «Петлей Кудрина», высасывает серьезные ресурсы из регионов, поэтому оценивать эффективность существующей системы МСУ достаточно сложно, ведь у муниципалитетов зачастую нет ресурсов на решение проблем».

Какие изменения несет реформа МСУ?

Ценность законопроекта «Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти» заключается в том, что он относит МСУ к системе публичной власти. Однако для того, чтобы сделать это, нет нужды перекраивать весь закон. Такое мнение высказал политический юрист Гарегин Митин.

«МСУ — это реальная власть на конкретной территории, это полномочия и ответственность за их реализацию. В рамках нового законопроекта предполагается упразднение сельских и городских поселений и переход к одноуровневой системе МСУ. В России более 1100 городов, и большинство из них потеряют органы местного самоуправления и свою самостоятельность. Ради решения сиюминутных задач власть идет на такой шаг, несмотря на то, что согласно Конституции Российской Федерации, территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций», — объяснил Митин.

Кроме того, авторы реформы МСУ предлагают наделить губернаторов правом единолично отбирать кандидатов в мэры и так же самостоятельно отрешать их от должности. Глава Думы Спасского муниципального района, председатель регионального отделения «Партии Дела» в Приморском крае Всеволод Ию сказал, что главная задача нового закона — усилить личную власть губернатора.

Как реформу оценивают на местах?

По словам главы муниципального округа Тверской города Москвы, Председателя Совета муниципальных депутатов Якова Якубовича, принципы МСУ, которые действуют сегодня, установились в 1995 году. А в 2015 году в Московской области началась процедура укрупнения муниципальных образований. Сегодня на этот опыт, как на пример положительных изменений, ссылаются многие защитники реформы МСУ.

«Первый этап этих преобразований привел к оптимизации административно-управленческих расходов. Но при этом граждане лишились возможности обращаться к представителям для того, чтобы решать вопросы, которые касаются их территорий. Теперь вместо депутатов обращения жителей принимает виртуальный «Добродел». Программа выдает им результат в виде отписки или ответа, что где-то действительно какая-то лужа заделана», — рассказал Якубович.

Работники местного самоуправления Смоленской области выступают против реформы МСУ, потому что понимают, что вслед за принятием законопроекта грядут сокращения. Кроме того, им непонятно, по какому принципу губернатор будет отбирать кандидатов на должность глав муниципальных образований. Такое мнение высказал в ходе обсуждений специалист отдела социологических исследований Смоленского центра права и социологии, депутат Смоленской областной Думы Владислав Живица.

Что необходимо изменить в законе о МСУ?

Член партии «Зелёная Альтернатива» Анатолий Баташев в своем выступлении заявил, что в России свыше 5 600 муниципалитетов низшего уровня. По закону, главы муниципальных образований и местные депутаты после избрания занимают свой пост 5 лет. Это, как считает Баташев, негативно сказывается на их эффективности: «Местных депутатов нужно выбирать на 2-3 года. Дело в том, что новое поколение не живет “пятилетками” — это термин постреволюционный».

Депутат Законодательной думы Хабаровского края Максим Кукушкин сказал, что уничтожение администрации в селениях выльется в колоссальный отток населения из сел Дальнего Востока. Политик напомнил, что речь идет об огромных территориях районов, которые полностью лишатся контроля.

«Законопроект предлагает, чтобы в селах появились старосты, которые и будут представлять народ. Однако никаких полномочий у старост нет — они не являются ни государственными служащими, ни муниципальными служащими, их выбирают на сходе, а дальше согласовывают в тех же районных советах. Но свято место пусто не бывает, люди будут вынуждены самоорганизовываться, чтобы решать свои проблемы. И, возможно, мы придём к тому, что появятся криминальные органы самоуправлении или другие незаконно хозяйствующие субъекты», — предположил Кукушкин.

Все обсуждающие сошлись во мнении, что новая модель МСУ должна стать более гибкой, нежели сейчас. Так система сможет удовлетворить специфические задачи в различных регионах такой большой страны как Россия.

Exit mobile version