
Главным событием 2020 года, а возможно даже последних нескольких лет, стала отставка правительства. Под предлогом того, что в конституцию будут внесены изменения, ушел бессменный, казалось бы, Дмитрий Медведев.
Понятно, что предлог несколько странный — казалось, зачем так спешить? Вот внесут изменения и можно уходить. Однако важно понимать, что фактически уходит «не справившееся с задачами» правительство. Ну конечно, можно было поступить более радикально — отправить его в отставку, что принесло бы гораздо больше очков главе государства, но такой поступок Путин не мог себе позволить. Вдруг еще пригодится верный соратник?
Эксперты оценили уход премьера по-разному. Кто-то восторженно, мол, наконец-то будет порядок. А кто-то скептически, назвав фарсом и спектаклем. Таким же образом мнения разделились и на счет нового премьера Михаила Мишустина. У кого-то фигура бывшего налоговика вызвала надежды на борьбу с коррупцией, а у кого-то страх, что пришел конец свободам, и так малым и ничтожным.
Однако, как бы ни оценивали эксперты эти события, случился безусловный поворот к чему-то новому. К чему? На этот вопрос, думаю, ответа не знают даже сами инициаторы реформ. Вернее, конечно, они имеют план, «как все быть должно», однако в политике не всегда всё работает, как ты задумывал.
Это сфера большой непредсказуемости и многофакторности. Учесть все нереально. Поэтому после определенного застоя перемены в любом случае воспринимаются положительно. В России на них традиционно идёт именно власть, оглядываясь на настроения в массах. Но любой её шаг, любое действие в ранее стабильном пространстве рождает зачастую кардинальные и неожиданные для самой власти перемены.

То, что хочет президент, весьма прозрачно и, скорее всего, продиктовано благими в отношении страны намерениями. А именно — в том или ином виде продолжать влиять на ситуацию в стране в рамках увеличения полномочий ряда органов управления. Для этого как бы уменьшаются полномочия президента, усиливается роль парламента.
Однако все это работает только в той, идеалистичной кадровой конфигурации, которая существует сейчас. Партии в Госдуме лояльны президенту (или главе Госсовета). Новый президент не имеет особых амбиций и обязан лично Путину всем.
Как поведут себя все эти люди и органы власти после произошедших перемен — неизвестно. А еще есть какое-никакое гражданское общество, которое созревало в протестах последние девять лет. Его трудно задобрить материнским капиталом и горячим питанием в школах. Они хотят не маленькую рыбку, а удочку — равные для всех законы, отсутствие вопиющей коррупции, справедливые налоги.
Кстати, на счет налогов. Ряд экспертов выразили надежду, что новый премьер-налоговик введет индивидуальную систему сбора налогов. Когда каждый гражданин сам платит за себя, а не через предприятие — агента, как сейчас.
Эта мера реально могла бы поднять уровень осознанности в обществе. Находя каждый месяц среди счетов за интернет и ЖКУ налоговый счёт, начинаешь больше задумываться, куда идут твои деньги и правильно ли их тратят. Такая система существует во многих западных странах, и их правительства сто раз подумает, прежде чем играть с народом в «самодержавие».
Очень сомнительно, что власть в России пойдет на такой кардинальный слом существующей системы, хотя это был бы реальный шаг, гораздо более важный, чем задуманные изменения в конституции. Но, как говорится, лучше уж так, чем вообще никак.
Хотя предательски возникает неприятное ощущение от смены правительства — министров просто передвинули с места на место. Никого не обидели. А главное для людей — никто не понес ответственности за неисполненные майские указы и прочие поручения президента. А зачем тогда трудиться в поте лица, если наказания нет? Увы, пока логика назначений именно такая, и она, к сожалению, не про людей. Остаётся только надеяться на народ, на гражданское общество, которое проявит себя и внесет коррективы, но уже в свою пользу.