Экперт МХ “Регионы России” Елена Кривенкова на ИННОПРОМ предложила создать Ассоциацию промышленного туризма

Модератором сессии выступила член генсовета, председатель комитета «Деловой России» по индустрии гостеприимства и эксперт МХ”Регионы России” Елена Кривенкова. В мероприятии приняла участие вице-президент «Деловой России» Нонна Каграманян.

В рамках Международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2017 прошла панельная сессия «Промышленный туризм как механизм диверсификации экономики регионов. Лучшие региональные и международные практики». Её организовали Ростуризм, комитет «Деловой России» по индустрии гостеприимства и Министерство инвестиций и развития Свердловской области.

Модератором сессии выступила член генсовета, председатель комитета «Деловой России» по индустрии гостеприимства Елена Кривенкова. В мероприятии приняла участие вице-президент «Деловой России» Нонна Каграманян.

В рамках сессии прошла презентация лучших мировых и российских практик по продвижению промышленных предприятий среди инвесторов, расширению рынков сбыта продукции, улучшению имиджа компании и репутации, демонстрации прозрачности и честности управления на предприятиях, продвижению новых технологий посредством инновационных механизмов в промышленном туризме.

Отдельно были продемонстрированы кейсы по популяризации технического образования и повышения престижности работы в промышленной сфере, в том числе среди подрастающего поколения. Кроме того, участники рассмотрели вопрос о роли промпредприятий в реализации приоритетного проекта по экспорту образовательных услуг и привлечению иностранных студентов через «Профориентационные промышленные туры». По итогам сессии будет разработана дорожная карта развития промышленного туризма в России.

В своём выступлении Елена Кривенкова рассказала о роли промышленного туризма в повышении экономической эффективности регионов. По её словам, он решает две важные задачи: с одной стороны, он подразумевает профориентационную работу с подрастающим поколением, с другой – повышение экономической эффективности предприятий и регионов.

«Работа с молодежью по профориентации ведет к снижению уровня миграции молодежи из регионов в центр, снижению безработицы и, как следствие, повышает гражданскую сознательность молодежи, уважение к Родине. Можно говорить о том, что промышленный туризм является существенным инструментов в патриотическом воспитании подрастающего поколения», – убеждена Елена Кривенкова. А реализация бизнес-программ способствует открытости промышленных предприятий для иностранных инвесторов и позволяет расширять рынки сбыта продукции. Кроме того, разработка туров позволяет предприятиям и регионам сформировать дополнительный источник дохода, увеличить экспорт туристических продуктов за границу и привлечь новые категории туристов, добавила она.

Основной миссией промтуризма глава профильного комитета «Деловой России» считает повышение престижа и конкурентоспособности российской промышленности внутри страны и за рубежом через разработку уникальных туристических продуктов и увеличение экспорта туризма и, как следствие, повышение патриотизма. «Ведь патриотизм – это не что иное, как возможность реализовать свой потенциал на благо Родине», – пояснила она.

Затем Елена Кривенкова перечислила проблемы, препятствующие динамичному развитию промышленного туризма. Это отсутствие глобальной цели, единой концепции и информационного поля по развитию промтуризма («предприятия не понимают, зачем и как это делать»), отсутствие коммерческой составляющей проектов, единого методического подхода к разработке профориентационных программ, единой стратегии продвижения промышленных туров за рубежом, необходимость сохранять историю производства и технологий в свете автоматизации и модернизации производств, закрытость предприятий для новых направлений деятельности, низкая мобильность школьников и студентов между регионами. Наконец, на многих предприятиях банально некому проводить экскурсии.

«Промышленный туризм даёт колоссальный социально-экономический эффект для экономики и населения региона», – подчеркнула Кривенкова. Объём этой отрасли в мире составляет примерно 8 млдр евро в год.

В России отсутствует качественная статистика и системные исследования имеющегося опыта промышленных туров в регионах, посетовала она: все занимаются турами автономно, и часто многие не видят в этом коммерческой выгоды. «Опыт не систематизирован, не проводится оценка эффективности проводимых туров, и не ведется работа по пост-сопровождению участников туров, – посетовала она и предложила объединить усилия по работе с выпускниками конкурсов профессионального мастерства Worldskills и проводить совместные программы.

Глава профильного комитета бизнес-объединения признала, что многие предприятия уже создают интерактивные музеи и инновационные проекты, но этого мало, считает она: нужно прорабатывать образовательные модули в рамках промышленных туров.

Она предложила для объединения всех лучших практик создать Ассоциацию промышленного туризма. Целью новой структуры станет объединение профессионального сообщества для разработки и внедрения программ промышленного туризма. Задачами ассоциации станут изучение и обобщение лучших мировых и российских практик по продвижению промпредприятий среди инвесторов и расширению рынков сбыта продукции, улучшение имиджа компании, демонстрация прозрачности управления на предприятиях, сбор кейсов по популяризации технического образования и повышению престижности работы в промышленности, профориентация подрастающего поколения, повышение туристической образовательной мобильности молодежи, увеличение числа иностранных туристов на промышленные предприятия, формирование имиджа России как страны с высоким уровнем развития промышленности, создание единого туроператора по разработке и реализации промышленных туров, разработка сайта с картой промышленных туров, создание сети аккредитованных региональных турагентств по реализации промышленных туров в регионе.

По замыслу Елены Кривенковой, членами ассоциации смогут выступать как промышленные предприятия и профессиональные ассоциации, так и органы исполнительной власти, университеты, школы и турагенты.

Предполагаемыми партнёрами Ассоциации промышленного туризма станут Ростуризм, Минпромторг, Минобрнауки, Минэкономразвития, «Деловая Россия», РСПП, ТПП, Российский экспортный центр, Фонд развития моногородов, АО «ОЭЗ», Worldskills, АСИ, РЖД, «Аэрофлот» и банки.

Елена Кривенкова предложила всем участникам панельной сессии включаться в эту работу по созданию ассоциации и попросила направлять свои предложения в профильный комитет «Деловой России».

«Нам нужно в сентябре провести стратегическую сессии о развитии промышленного туризма с участием предприятий, региональной власти, представителей потенциальных учредителей по стратегии развития и работы ассоциации. А до этого собрать и обобщить лучшие практики промтуризма в регионах. И важно подписать соглашение между Ростуризмом, Минпромторгом, Минобрнауки, “Деловой Россией” о создании ассоциации на Восточном экономическом форуме. “Деловая Россия” и мой комитет готовы выполнить всю необходимую для этого работу с партнёрами», – резюмировала Кривенкова.