Михаил Селюков, заместитель председателя комитета Тюменской областной Думы по бюджету, налогам и финансам, считает, что имеет смысл создать необходимые управленческие, правовые, финансовые, организационные условия для развития местной экономики посредством установления для муниципалитетов необходимых полномочий, обеспеченных самостоятельными источниками доходов.

– Михаил Викторович, вы считаете, что органы местного самоуправления напрямую не заинтересованы в собственном экономическом развитии в связи с отсутствием необходимых финансовых стимулов для этого. Каким образом можно решить данную проблему?

Во-первых, следует сказать, что уже на протяжении многих лет наполняемость местных бюджетов оставляет желать лучшего. Основной источник поступления в местные бюджеты – это финансовые вливания из региональных бюджетов. К сожалению, так сейчас «построено» федеральное законодательство. Поэтому органы местного самоуправления не заинтересованы в экономическом развитии муниципальных образований, их основная цель – как можно больше получить региональных бюджетных ассигнований. Хотя сложившаяся зарубежная практика говорит об обратном. Эффективна система управления там, где власть, наиболее приближенная к населению, обладает собственными достаточными экономическими и финансовыми ресурсами для обеспечения насущных потребностей жителей.

Для изменения существующей модели управления, лишающей местное самоуправление реальной самостоятельности, следует создать необходимые управленческие, правовые, финансовые, организационные условия для развития местной экономики посредством установления для муниципалитетов необходимых полномочий, обеспеченных самостоятельными источниками доходов. Но эта работа также должна проводиться планомерно, то есть необходимо соответствующее кадровое обеспечение органов местного самоуправления эффективным профессиональным менеджментом, способным решать такие задачи.

Заместитель председателя комитета Тюменской областной Думы по бюджету, налогам и финансам, член комитета Тюменской областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Михаил Селюков 

– Как можно создать механизм, стимулирующий муниципалитеты на создание собственной налогооблагаемой базы, новых рабочих мест и снятие административных барьеров?

Как я уже отметил, только путем усовершенствования государством системы государственного и муниципального управления. Муниципалитеты должны быть заинтересованы в увеличении доходов на своих территориях, и следовательно, и в привлечении инвесторов, развитии промышленности и малого предпринимательства, а также в сокращении существующих административных барьеров, которые введены на всех уровнях власти.

Сейчас сложно говорить о прямой заинтересованности муниципальных образований в увеличении своей доходной базы, поскольку основные налоги поступают в федеральный и областной бюджеты. В местные бюджеты поступают налоги, которые только частично покрывают расходы на решение вопросов местного значения, основная часть расходов муниципалитетов покрывается дотациями, рассчитанными по стабильным формулам.

В настоящее время бюджетным законодательством предоставлено право субъектам Федерации заменить дотации дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц. При установлении таких отчислений средства, полученные муниципалитетами по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх объема расчетной дотации, изъятию в бюджет субъекта РФ не подлежат, а значит, у муниципального образования появится заинтересованность получить дополнительные доходы в местный бюджет.

На мой взгляд, необходимо заменить существующую централизованную систему распределения налоговых доходов посредством замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений не только от налога на доходы физических лиц, но и от других налогов, поступающих в областной бюджет, тем самым переориентировав муниципальные власти на деятельность, направленную на развитие экономики муниципальных образований.

Поэтому имеет смысл проанализировать возможность перераспределения налоговых доходов следующим образом: установление стопроцентного зачисления НДФЛ в местные бюджеты; установление стопроцентного зачисления в местные бюджеты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога на  основе патента, когда он будет введен в Тюменской области. Кроме того, целесообразно пересмотреть и законодательно урегулировать систему местных налогов в сторону ее расширения. Одним из инструментов повышения налогооблагаемой базы муниципалитетов может быть установление единого налога на недвижимость, который мог бы зачисляться в местные бюджеты.

В результате появятся собственные финансовые ресурсы, налогооблагаемая база, а также новые рабочие места.