– Клиентоориентированность – это сегодня возможность выжить. Российский бизнес имеет специфику, и ее надо учитывать. Я думаю, что сейчас многие банки меняют отношение к клиентам, – считает руководитель Уральского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Виктор Новоселов.


«Надежно, как в швейцарском банке», – такую присказку, наверное, слышал каждый. Финансово-кредитная система Швейцарии уже много десятилетий остается эталонной для банкиров всего мира. Кстати, эмблемой одного из старейших банкирских домов Швейцарии являются три ключа, соединенные вместе. Они символизируют надежность, конфиденциальность и доверие. Во взаимоотношениях с клиентами эти понятия являются эталонными и для ОАО «Промсвязьбанк», который год за годом доказывает свою ценность для отечественной экономики. Завершая 2012-й финансовый год, руководитель Уральского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Виктор Новоселов дал интервью нашему изданию.

– Виктор Иванович, экономические проблемы последних лет доказали, что Россия интегрирована в мировую финансовую систему глубже, чем мы думали до 2008-го. Плюс в уходящем году мы вступили в ВТО. Что это все, на ваш взгляд, значит, и каким образом экономика России должна доказывать свою самостоятельность и конкурентоспособность?

– Конечно, лучше иметь модернизированную экономику, которая не зависит от «нефтяной иглы» и того, будет ли в Европе устойчивый спрос на российский газ. Диверсификация экономики – сложнейшая задача. И вот здесь мы приходим к реформам, о необходимости которых так много говорят и которые должны быть подкреплены инвестициями. Деньги есть, но они идут в Россию не в том количестве, в каком хотелось бы – чиновники ожидают, что отток капитала сменится притоком только к 2014-му году. Вот в таких объективных условиях мы действуем. Поэтому вдвойне приятно, когда уровень бизнеса и надежности Промсвязьбанка положительно оценивают в международном банковском сообществе.

– Мы живем в условиях, когда конкуренция все возрастает. В финансовой сфере сосуществуют российские и иностранные кредитные организации, госбанки и крупные частные банки. Как это сказывается на стратегии и тактике Промсвязьбанка?

– Рынок высококонкурентен, но помимо бренда клиентам всегда важно удобство. Поэтому этот год прошел для нас под знаком «клиентоориентированности». Напомню, что в начале года Промсвязьбанк публично объявил о стандартах обслуживания и стал максимально открыто говорить с клиентами не только о наших достижениях, но и о промахах, которые бывают в любой работе. Обратная связь с клиентами помогает нам находить болевые точки и оперативно их исправлять.

– Ваш банк известен мягким отношением к клиентам. Именно поэтому ваш опыт интересен. Многие клиенты отмечают факт, что, к примеру, в некоторых банках есть пакетные предложения, но менеджеры не готовы уступать практически ни на шаг. А в вашем банке все совершенно наоборот. Вы готовы обсуждать даже снижение процентной ставки, дополнительные условия, интересные клиенту.

– Типовые банковские продукты должны быть адаптированы под конкретный бизнес, под конкретного клиента. И мы это делаем. Клиентоориентированность, о которой так много говорят, – это сегодня возможность выжить. Российский бизнес имеет специфику, и ее надо учитывать. Я думаю, что сейчас многие банки – почти все – меняют отношение к клиентам.

– Существует проблема, на которую жалуются многие банкиры, – это невозврат определенной доли кредитов, из-за чего банкиры вынуждены повышать процентную ставку или ужесточать условия кредитования. Как с этим обстоят дела в вашем банке?

– У нас один из лучших кредитных портфелей по качеству. У нас практически нет невозвратов. Мы знаем бизнес клиентов, и нас волнует не столько его отчетность, сколько его устойчивость, которая определяется другими факторами. Наша позиция – совместно с клиентом определить уровень финансовой нагрузки на клиента, чтобы он был безопасен как для его бизнеса, так и для Банка.

– Раньше Промсвязьбанк был сосредоточен на корпоративном кредитовании, сейчас делает упор на розницу. Почему так происходит?

– Наш банк начал заниматься розницей в 2005 году, в разгар кризиса мы были вынуждены заморозить это направление. Комплексная перестройка розничного бизнеса началась три года назад. Сейчас мы уже видим результаты: у банка более миллиона частных клиентов, без малого 300 точек продаж в России, банк входит в ТОП-10 по депозитам и картам.

– Принято считать, что предприятиям от банков нужны в основном доступные кредитные средства. Это действительно так?

– Это из разряда всеобщих заблуждений. Анализируя и изучая потребности своих клиентов, мы увидели, что в получении кредитов от банка заинтересованы лишь 40-50% клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса. Остальные ждут качественного расчетно-кассового обслуживания с возможностью проводить дистанционные расчеты без привязки к офису.

– А предприятия МСБ знают, какой продукт им нужен от банка?

– В большинстве случаев компании приходят к нам не за определенным продуктом или услугой, а с конкретными потребностями. Наша задача понять и предложить те банковские инструменты, которые позволят клиенту достичь своих целей. И в этом случае мы можем рассчитывать на развитие долгосрочных взаимовыгодных отношений. Нам приходится прогнозировать, что, собственно, может понадобиться предпринимателям в ближайшем будущем.

– Вернемся к рознице. Было в уходящем году у вас в ритейловых предложениях что-то, чем вы по-настоящему гордитесь?

– Мы сделали упор на качество сервиса, в том числе на скорости рассмотрения заявок. Стремимся, чтобы кредитное решение было выдано клиенту в течение одного, максимум – двух дней. Есть возможность подать заявку без обращения в офис банка через Интернет. Ставку банк устанавливает индивидуальную, в зависимости от кредитной истории заемщика, от того, где он работает, от его дохода.

– Таким образом вы как бы «соединяете» корпоративное и розничное направления в бизнесе банка. А как обстоят дела именно в работе с крупным бизнесом: ему по-прежнему интересен факторинг от Промсвязьбанка, международное финансирование, лизинг?

– Спрос по-прежнему высокий, например, портфель международного финансирования в банке растет. Дело в том, что инструменты торгового финансирования достаточно универсальны, а в обстановке, когда целые государства вызывают беспокойство, клиенты с большим вниманием относятся к возможности застраховать свои риски, используя аккредитивы и гарантии. При этом мы можем хеджировать валютные риски.

Есть намерение активнее продвигать факторинг, в котором мы уже несколько лет являемся одним из лидеров. Еще одно важное направление хотелось бы упомянуть в связи с темой обслуживания корпоративных клиентов – транзакционный бизнес, или расчетно-кассовое обслуживание, выведенное на принципиально новый технологический уровень.

Условия для бизнеса Промсвязьбанка на Урале очень непростые, но интересные. Сегодня нельзя назвать ни одного банка любого уровня, местного или федерального, который бы имел такие темпы развития в регионе. В этом году Промсвязьбанк открыл 6 полноценных, универсальных дополнительных офиса. При этом мы следуем четкому экономическому расчету, чтобы усилить свое территориальное присутствие. Сейчас подразделения банка существуют уже во всех центрах деловой и торговой активности города.

– В Екатеринбурге может состояться всемирная выставка «ЭКСПО-2020». Расскажите, что вы думаете об этом событии не только как топ-менеджер банка, но и как житель города?

– Екатеринбург – это город, где живу я и моя семья. Поэтому в его развитии я очень заинтересован. У Екатеринбурга есть шанс стать площадкой для выставки, и надеюсь на победу нашего города в этом непростом состязании. Потенциал Урала, настоящую его мощь не знает еще никто. Выставка – шанс показать наш потенциал, чтобы на примере Урала все увидели возможности России.

– Как вы можете оценить трату гигантских бюджетных средств на инфраструктурные изменения, которые будут производиться в связи с выставкой?

– Мне оценить, конечно, сложно, тут нужны глубокие экспертные оценки. Понятно, что инфраструктура города устарела. Однако строительство новых зданий или новых сооружений – это еще не развитие инфраструктуры. Инфраструктура – это транспорт, дороги, коммунальное хозяйство. Поскольку я знаком с ЖКХ еще с тех пор, как возглавлял Железнодорожный район, могу сказать, что коммунальное хозяйство – это катастрофа для города в принципе. Крупные мероприятия, которые планируется провести в ближайшие годы, – это одна из немногих серьезных возможностей, чтобы решить эту проблему хотя бы частично.

То же самое могу сказать в связи с чемпионатом мира по футболу. Мы очень болели за город и рады тому, что Екатеринбург стал городом, где будет проводиться ЧМ-2018. С другой стороны, чемпионат так же накладывает на нас и большую ответственность.

– В преддверии Нового года, что можете сказать от имени Промсвязьбанка нашим читателям и вашим клиентам – настоящим и потенциальным?

– В прошедшем году было всякое: счастье и разочарование, радости и потери. Но несмотря на это, мы вместе с вами уже не раз доказывали, что способны на многое, что умеем побеждать. В этом году наш Банк прошел через многие испытания, прошел уверенно и достойно благодаря вам – нашим клиентам. Убежден, что какие бы трудности ни ждали нас в будущем, мы сможем с ними справиться. Меняется год за годом, но остаются неизменными ценности, которые являются нашей опорой во все времена, придают нам сил и помогают подниматься на новую высоту: это любовь к своим близким, дружба и верность, участие и милосердие. Новогодняя ночь – это время надежд. Я желаю каждому из нас мира, любви, исполнения желаний.

 – В завершение нашего разговора расскажите какую-нибудь интересную историю, связанную с Новым годом?

– Много лет занимаюсь охотой. На Урале сезон заканчивается в декабре, а его закрытие – дело святое. Однажды из-за непогоды задержался на охоте, а было это вечером 31 декабря. Шансов встретить Новый год в кругу семьи было мало. Но для меня всегда очень важно приехать вовремя, т.к. я – человек обязательный. И что интересно – успел!.. Прямо с порога, в охотничьей одежде я присоединился к праздничному столу для встречи Нового года, успев поднять бокал с шампанским под бой курантов.