В Тюменской областной научной библиотеке им. Д.И. Менделеева состоялось одиннадцатое заседание цикла «Губернаторские чтения». Основным докладчиком стал академик Российской академии наук, действительный член Российской академии образования, доктор физико-математических наук, ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов.

Владимир Якушев

 

Вступительное слово на заседании сказал глава региона Владимир Якушев. Он отметил, что на каждом из заседаний «Губернаторских чтений» логика обсуждения различных тем так или иначе затрагивает проблемы развития отечественного образования. Он считает, что этот факт не является случайным, так как именно в общеобразовательной школе начинает формироваться будущее любого общества и государства.

В свою очередь Алексей Семенов заявил, что важнейшим понятием современного образования является индивидуализация. Он подчеркнул, что об индивидуальном подходе к ребенку говорили всегда, однако сейчас для этого появляются более реальные основания. «Безусловно, есть массовые школ и мы должны предоставить равные возможности каждому, но они в особых случаях должны пониматься по-разному. Вложения в образование ребенка-инвалида со временем обязательно окупятся, хотя на обучение особого ученика требуется на порядок больше денег, чем на обучение школьника без ограничений по здоровью. То же самое можно сказать о талантливых и одаренных детях», –  заметил Алексей Семенов.

Как подчеркнул докладчик, задачей начальной школы является формирование фундамента, на котором строится все последующее образование. По его словам, современные дети иначе воспринимают окружающий мир, поэтому у них иная коммуникация. Алексей Семенов обратил внимание, что можно с этим бороться, а можно поступить по-другому.

 «В начальной школе в моем регионе это выглядит так: дети начинают первый класс фактически не за партой, а вне стен школы. Они идут с мобильниками, камерами в город, парк, школьный двор и снимают то, что им интересно. В итоге у них возникают своеобразные «сочинения», которые они монтируют из снятых сценок, устных комментариев. Затем следует публичное выступление, а, значит, развивается устная речь», – рассказал он. Докладчик подчеркнул, что необходимо готовить таких школьников, которые бы сохранили способность к коммуникации, а не потеряли ее, «как большинство детей в традиционной школе».

При этом, заметил Алексей Семенов, сейчас многие родители жалуются, что меняются отношения учителя и ученика, в результате чего падает дисциплина. По мнению докладчика, важно понять, что это неизбежный процесс. «Позиция учителя становится намного ближе к позиции ученика, и на самом деле это хорошо», – сказал он. Между тем, эксперт уверен, что лучше всего научить чему-то ребенка, показав это на своем примере. «Традиционный учитель не учится, он говорит готовые истины, а школьники их запоминают. И здесь есть противоречие — взрослый должен научить детей учиться, а сам этого не демонстрирует. Учащийся учитель — это важнейшая фигура новой школы», – пояснил он. По его словам, таким образом дистанция между учеником и учителем будет сокращена.

Кроме того, докладчик убежден, что образование должно активно обращаться к информационным технологиям. «Сам процесс образования должен стать цифровым, и это неминуемо. ЕГЭ также должен постепенно перейти в цифровой формат, иначе вся информатизация школы останется фикцией», – заявил Алексей Семенов. Он подчеркнул, что школа должна научить детей грамотно использовать новые инструменты.

«В этом смысле я считаю, что во многих регионах страны есть уникальная возможность реализовать многое на практике, это касается не только информатизации, но и работы с учителями. Я уверен, что руководство Тюменской области будет продолжать свою линию, направленную на поддержку образования. Это значит, что у нас будет формироваться определенный климат в среде преподавателей, что является основой для развития образования», – заключил Алексей Семенов.

Дарья Панкратова