Таково главное предложение нашей республики, прозвучавшее в Совете Федерации РФ. Это позволит комплексно решить существующие в Якутии и в Дальневосточном регионе проблемы, а не латать дыры, образовавшиеся за последние двадцать лет.

Об этом шла речь на заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в котором приняла участие делегация из Республики Саха (Якутия), сенатор от Якутии, первый заместитель председателя комитета Александр Матвеев, а также заместитель председателя Совета Федерации РФ Вячеслав Штыров, который обрисовал сегодняшнее состояние региона. Не буду повторять, назову лишь несколько цифр. За пять лет реализации Схемы комплексного развития были созданы точки роста, изменилась структура экономики республики. В нее привлечено более 766 млрд рублей инвестиций, в результате по объему валового регионального продукта Якутия занимает пятое место в стране, а по развитию человеческого капитала — восьмое. Но, несмотря на все эти успехи, наша экономика все еще является моноотраслевой, а значит, уязвимой, многие производства в силу объективных факторов неконкурентоспособны.

Значительная часть прибавочной стоимости у нас пока создается в сырьевых отраслях. Сохраняются диспропорции в сравнении с центральными регионами страны и по уровняю жизни: развитию транспортной инфраструктуры, энергетики, высокий уровень цен на товары и услуги, высокий уровень износа объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. По мнению Якутии, масштабность этих проблем без принятия кардинальных решений на федеральном уровне, и прежде всего законодательного регулирования, не позволит существенно диверсифицировать экономику республики и в конечном итоге улучшить качество жизни граждан. Как это исправить?


Так как Совет Федерации является верхней палатой российского парламента, то речь шла о проблемах, требующих законодательного урегулирования, их назвал первый заместитель председателя правительства республики Алексей Стручков.
Необходимо модернизировать экономику, не только добывать, но и перерабатывать полезные ископаемые. Поэтому в таких регионах, как Якутия, необходимы особые условия, например, через установление налоговых и таможенных преференций для создаваемых предприятий на период строительства и первые годы работы. Это требует внесения изменений в ряд федеральных законов.

Для Якутии с учетом ее огромной по площади территории большого внимания требуют и вопросы снятия инфраструктурных ограничений. Среди главных вопросов — законодательное регулирование северного завоза. За кратковременный летний навигационный период необходимо обеспечить жизнедеятельность северных и арктических районов республики, то есть завезти топливо и продовольственные товары на год вперед. Такая сезонная доставка требует значительных финансовых ресурсов, необходимо заключение долгосрочных контрактов, связанных с длительностью цикла поставок до потребителей.

В последние годы в условиях ограниченности бюджетных ресурсов объемы завоза жизненно необходимых грузов по сравнению с советским периодом существенно сократились, полностью израсходованы и страховые запасы, которые в то время были созданы, что, безусловно, снижает качество жизни населения.

Поэтому республика предлагает законодательно закрепить норму компенсации из госбюджета субъектам Крайнего Севера транспортных расходов по доставке ресурсов и продовольствия, а также дополнить закон о госзакупках, устанавливающий организацию конкурсов и торгов на доставку грузов.

Не менее актуальна для жителей республики ценовая доступность перевозок воздушным транспортом. Сегодня есть федеральная поддержка на магистральных авиаперевозках. Но в виду возрастного ограничения круг тех, кто может этим воспользоваться, достаточно узок. Предложение Якутии — снять возрастной ценз и действие сроков субсидирования. Кроме того необходимо, чтобы эти субсидии распространялись и на авиаперевозки от районных центров до Якутска, потому что расстояния между ними составляют от 300 до двух тысяч километров, и это существенным образом влияет на жизнь наших граждан. Если человек вынужден платить более 50 тысяч рублей на билет до Якутска и обратно, льготы на билет до Москвы уже не играют большой роли. Возможности ими воспользоваться просто нет.

Мы сегодня много говорим о привлечении населения в северные регионы. Но для этого нужно создать комфортные условия проживания: жилье, развитие социальной инфраструктуры. Необходимо через законодательное регулирование создать особые условия по государственной поддержке жилищного строительства в отдаленных регионах. Это касается и доступности жилья. Только за счет транспортной составляющей у нас в Якутии квадратный метр в северных районах доходит до 100 тысяч рублей. Это —по сути элитное жилье в центральной России и Якутске, а у нас самое простое, без особых удобств.

Алексей Стручков подчеркнул, что необходимо законодательно рассмотреть вопросы снижения ставок по ипотечному кредитованию, доли софинансирования региональных бюджетов по федеральным целевым программам, в том числе по ликвидации ветхого и аварийного жилья. Для нас это больная тема, ведь в Якутии аварийный жилищный фонд составляет более 14,5%.
Благодаря фонду реформирования ЖКХ дело сдвинулось с мертвой точки, начали решаться вопросы капитального ремонта жилых зданий и сноса аварийного жилья. Но этот закон требует изменений, доработки, так как отдельные арктические районы просто не могут попасть в данную федеральную программу, поскольку не имеют возможности выполнить отдельные требования закона, в том числе по соотношению количества государственных и частных управляющих компаний. Но привлечь туда на конкурсной основе управляющие компании невозможно.

Еще одна тема, требующая нормативного урегулирования, — повышение социальной ответственности бизнеса. Мы много говорим о государственно частном партнерстве. А как оно реализуется на деле?

«Если Российская Федерация будет в том же объеме выделять средства на реализацию проектов на Дальнем Востоке, если не будет обеспечено привлечение инвестиций, то обеспечить развитие Дальнего Востока невозможно, — уверен Геннадий Алексеев (Корпорация развития Дальнего Востока). — Нужны широкие механизмы применения партнерства, создание опорных населенных пунктов в точках опережающего развития. Конечно, все это потребует значительных капитальных вложений, и прежде всего бюджетных, но без этого нельзя привлечь высококвалифицированных специалистов на новые проекты на восток страны».

Депутаты Ил Тумэна, принимавшие участие в заседании комитета Совета Федерации, подняли вопросы о тарифах на энергоносители, большинство из которых производится на Севере, в том числе в республике — газ, нефть, о законе о северном домашнем оленеводстве, который был представлен на рассмотрение чуть ли не 15 лет назад. Как пошутил кто-то из участников заседания, все дело в том, что некоторые законодатели не могут отличить лося от оленя, и отговорки типа примем закон о домашнем оленеводстве следом придется принимать о свиноводстве и овцеводстве. Да нет. Оленеводство для северных народов — это не только экономика, работа. Это образ жизни. Да что там, сама жизнь

Все эти предложения республики по господдержке, включая создание системы преференций и стимулов, субъектов, расположенных на территории Дальнего Востока, обеспечивающих ускоренное развитие экономики и закрепление здесь населения, необходимо оформить в специальный федеральный закон по развитию Дальнего Востока, то есть комплексный подход к решению проблем.

По мнению Вячеслава Штырова, он должен содержать несколько разделов, которые позволили бы решить социальные задачи, облегчить условия ведения бизнеса, а самое главное, направить сюда инвестиции. Поэтому закон должен состоять из нескольких частей: налоговой (облегченный вариант, который компенсировал бы особенности), создание свободной экономической зоны, государственно-частное партнерство, тарифная политика, решение социальных вопросов и т. д.

Правительство РС(Я) готово к совместной разработке данного закона и предложило создать совместную рабочую группу.
Почему инициатором создания такого важного для всех северных и отдаленных субъектов России закона выступила именно Якутия, ведь в каждом регионе сосредоточено множество проблем? Просто у нас они более выпуклые, что ли, характерные для всего Дальнего Востока. Поэтому решение ее проблем напрямую связано с решением задач всего востока страны.

После окончания заседания Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера мы обратились за комментарием к его председателю Степану Киричуку:
— Прежде всего хочу поздравить всех якутян с праздником — 380‑летием вхождения Якутии в состав Российского государства. Но хотелось бы отметить, что это не только Якутия присоединилась к России, но и Россия пополнилась сестрой, добрыми делами, широчайшими просторами и интересной многоплановой культурой. Так что это общий праздник.

Что касается сегодняшнего заседания комитета, то вы слышали выступления его членов. Все только ЗА. Я убежден, то, что мы решили здесь, будет выполнено. Сколько сил и энергии нужно на это потратить, столько и потратим, чтобы предложения не остались благими намерениями.

Главное, конечно, — принятие федерального закона о развитии Дальнего Востока. Речь идет о превращении сегодняшних инвестиционных ручейков в регион в инвестиционные потоки. Вот наша задача. Чтобы так же, как в Москву, людям хотелось приехать в Алдан и другие якутские города. С нами президент. Совсем недавно он утвердил новый состав правительства, создано специальное министерство по развитию Дальнего Востока. С нами Госсовет, где буквально на днях рассматривали вопросы развития Севера и Дальнего Востока. У нас очень большая команда. А значит, вопросы обязательно будут решены. Для этого сегодня все сделано.