Износ рыбопромыслового флота в отрасли сегодня составляет более 80%. Российские рыбаки уже не могут осваивать ресурсную базу в международных конвенционных районах промысла и открытой части Мирового океана. Сложно рентабельно работать и конкурировать с зарубежными странами в этих районах – эффективность наших судов ниже, а значит себестоимость произведённой на них продукции выше. Российский вылов в эконом зонах иностранных государств и конвенционных районах Мирового океана за последние годы существенно снижается. А ведь в отличие от искусственно выращенной неизвестно на каких кормах норвежской и вьетнамской рыбы, дикая океаническая рыба является незаменимым для здоровья человека и самым ценным по составу полезных веществ продуктом питания. И этот ценнейший продукт мы отдаём другим странам, которые активно развивают своё океаническое рыболовство, модернизируют и строят флот, создают вертикально-интегрированные компании, что в условиях ВТО стало тенденцией. Сегодня тем немногим российским компаниям, которые ещё остались в этом наиболее сложном сегменте рыболовства, нужна законодательная поддержка. Для сохранения и развития отечественного океанического рыболовства законодателям и государству нужно принимать системное решение.


     Проблемы и пробелы в российском законодательстве сегодня весьма ощутимы практически во всех видах рыболовства.

Александр Верховский. Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

     Вследствие противоречий и пробелов в ФЗ «О рыболовстве» рыбаки потеряли возможность производить продукцию на судах и перегружать её в море. В последние два года рыбаков-прибрежников захлестнула волна штрафов контролирующих служб за транспортировку и обработку уловов на борту судов. Это касается  Камчатки, Сахалина, Мурманской и Калининградской областей, Азово-Черноморского бассейна, это касается сегодня всей страны. Сегодня проблема регулирования прибрежного рыболовства – это один из тех вопросов, которые явно тормозят эффективную работу отрасли. Есть тактические проблемы, которые мы обязаны решить в вопросе «прибрежки». Есть вещи, где технологически нельзя рыбу не обрабатывать в прибрежном рыболовстве: если её вовремя не заморозить и не засолить, то она испортиться, не говоря уже о том, что в Азово-Черноморском бассейне и в других регионах сегодня порой у нас нет ни одного пригодного порта для выгрузки уловов. Надо учитывать и то, что сегодня современные рыбопромысловые суда – это перерабатывающие комплексы со всем сопутствующим оборудованием на борту, и судовладелец, приобретая и строя такие суда, должен быть уверен, что его флот будет работать эффективно в чётко установленном нормативно-правовом поле без двояких толкований и пробелов.

     За устранение этого пробела в законодательстве высказались все губернаторы всех прибрежных регионов, есть  соответствующие поручения Президента и Председателя правительства. В итоге мы имеем пять законопроектов по «прибрежке». Все они схожи по своей сути, хотя наиболее ранние два из них, внесённые сахалинцами,  в большей степени понятны и отражают позицию и практику самих рыбаков. Есть опасения, что вопрос либо затянется, либо будет искажён по-существу. Налицо проблема межведомственных разногласий между федеральными органами, особенно тяжело идёт согласование с Федеральной пограничной службой. На мой взгляд, нужно брать один из этих пяти законопроектов, принимать в первом чтении и отправлять на доработку в Правительство.

     Законодатель  разграничил промышленное и прибрежное рыболовство, но практика показала, что в итоге это разделение приводит лишь к негативным итогам, в том числе и к существенному недоосвоению ресурсной базы. К 2018 году надо принимать решение стратегическое и вводить единое промысловое пространство, не выделяя искусственно «прибрежку». Госграница проходит по условной линии на поверхности воды, и для рыбы это никакого значения не имеет. Здесь нужно подходить с экономической точки зрения: выгодно везти в свежем и охлаждённом виде – значит надо доставлять в таком виде, не выгодно – будем замораживать. Необоснованную излишнюю зарегулированность надо снимать с рыбака, особенно теперь – в условиях  рынка ВТО.

Георгий Карлов. Депутат Государственной Думы, член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

     Принятие Закона «Об аквакультуре» затянулось уже на 7 лет.  От Закона предприятия ждут ясных и понятных норм, касающихся собственности на продукцию аквакультуры, в том числе на изъятую товарную продукцию (промвозврат) из водоёмов рыбохозяйственного значения, а также использования земельных участков для целей аквакультуры и форм государственной поддержки.     Необходимо отметить, что согласно классификации Международного банка реконструкции и развития (Всемирный банк) аквакультура отнесена к сельскому хозяйству как виду экономической деятельности, и получает все преференции как сельское хозяйство по условиям ВТО. В то время как рыба относится к промышленности, на что по условиям ВТО никаких преференций не даётся.

     На данном этапе важно обратить внимание законодателей на вопросы применения будущего закона. Для предприятий Сахалинской области, где в настоящее время у нас работают 38 лососёвых рыборазводных заводов, где развитие аква и марикультуры является приоритетом региона, принятие Закона «Об аквакультуре» – вопрос жизни и смерти в прямом смысле этого слова. Если после поправок ко второму чтению закон придёт без чётко прописанного определения права собственности на рыбу при пастбищном выращивании, то инвестиций в отрасль не будет. Инвестор, которого все так ждут, не придёт, если у него не будет возможности реализовать право собственности на то, во что он вложил средства.

     Закон о любительском рыболовстве, разработанный в рамках поручения Правительства, также затрагивает интересы десятков тысяч сахалинцев. Второй год населению во время лососёвой путины просто негде ловить рыбу. В области на 60 тысяч рыболовов-любителей действует всего 27 участков для спортивной и любительской рыбалки. Минимально необходимое число таких мест – 40. С учётом того, что объявлен мораторий на проведение конкурсов по увеличению их количества до законодательного урегулирования, ожидание Закона «О любительском рыболовстве» для сахалинцев носит актуальный и более чем напряжённый характер.