Регионы России

Юрий Крупнов: Министерство регионального развития занимается сегодня всем, кроме регионального развития

В середине ноября глава Минрегиона России Игорь Слюняев и ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин подписали соглашение о сотрудничестве между министерством и университетом в консалтинговой, экспертной и инновационных сферах.

Теперь министерство намерено наладить диалог со СМИ, активизировать работу советов при министерстве, начать взаимовыгодную работу с РЭУ, чего не было при предшественниках Игоря Слюняева – Викторе Басаргине и Олеге Говоруне.

Министр Слюняев, считает, что министерство нуждается в постоянном притоке хороших специалистов, обладающих актуальными знаниями и инновационным мышлением.

О том, какие принципиальные задачи должно решать Министерство регионального развития, изданию «Регионы России» рассказал председатель «Движения развития», председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:



Как добиться, чтобы Министерство регионального развития заработало эффективно, с «неразмытыми» полномочиями?

– Это все достигается просто, потому что полномочий у Минрегиона вполне хватает, и они отражают круг базовых проблем. Но другое дело, что Мирегион все-таки должен сделать два серьезных шага, которые позволят ему стать штабом регионального развития. Первый шаг – это выделить один — два вопроса, которые будут прорывными в ближайшие год или два, и на которых будет выработан общий метод регионального развития в нынешней ситуации во всех ее сложностях и своеобразии.

С моей точки зрения таким ключевыми задачами могли бы стать два направления

– это, прежде всего, вопрос о моногородах. Несмотря на то, что тема эта затихла, но все проблемы не только никуда не делись за три года, они еще и на порядок обострились. Это первая очень серьезная сфера, где объективно нужен прорыв. Минрегион, правильно организовав работу в этом направлении, мог бы «пройти в дамки».

И второй особый момент – это проблематика малых городов и муниципальных районов. Сейчас все увлекаются всякого рода глобальными стратегиями. Максимум — это уровень субъектов Федерации, а муниципальные образования и малые города брошены на произвол судьбы, на самовыживание. Это вопиющая несправедливость, и технологическую неадекватность предыдущих политик Министерства регионального развития надо срочно исправлять! Должен быть создан штаб по развитию малых городов и районов.

Вот два направления, которые кардинально перевернули бы всю ситуацию и создали бы комплексные «плацдармы» для того, чтобы выстраивать на них все направления деятельности Минрегиона.

В чем вы видите недостатки в работе Министерства регионального развития при предыдущих министрах Басаргине, Говоруне?

– На мой взгляд, пока у Министерства регионального развития при всех министрах, включая нынешнего, за прошедшие десять лет общий недостаток один. Нет современной методологии регионального развития и не собрана команда, которая бы отличалась не способностью осваивать бюджетные средства, а способностью производить проекты развития мирового уровня для регионов. На мой взгляд, в этом общая беда. И пока мы ее не исправим, обсуждать прошлых министров, я полагаю, бессмысленно.

Министерство регионального развития занимается сегодня всем, кроме регионального развития. Ему сбрасывают самые разные частные задачи. Каждый раз это, в лучшем случае, превращается в раздачу грантов, как, например, с моногородами, но не выработку адекватного метода регионального развития. Мне кажется, это ключевой пункт. Если у нынешнего министерства хватит мудрости понять это и приступить к реализации прорывных вопросов, то это будет революция, и мы увидим новое Министерство регионального развития.

Должен ли Минрегион заниматься решением стратегических вопросов региональной политики?

– Конечно! Я думаю, региональная политика сводится к ясному пониманию: какие проекты развития будут «вытягивать» какие именно муниципальные образования. Т.е., региональная политика — это не общение с губернатором, а конкретные позитивные преобразования на базовом муниципальном уровне, а у нас таких базовых муниципальных районов более 1800.

Без наличия на муниципальном уровне подобных достоверных, объективируемых, позитивных преобразований, которые характеризуют термин «развитие», преобразований кардинальных, значительно поднимающих жизнь на муниципальном уровне и дающих людям реальные перспективы, говорить о каком либо «региональном развитии» просто неадекватно.

У нас слово «развитие» в последние годы применяется ко всему, что угодно, в том числе и к деградационным процессам. Но это чушь, это нонсенс, потому что развитие – это исключительно кардинальный подъем всех сторон жизни. И пока мы по конкретным муниципальным образованиям не начнем видеть проверяемых эффектов развития, само существование Минрегиона будет большим знаком вопроса, будет большим парадоксом. Т.е. Минрегион будет, будут расти его полномочия. Но, по-прежнему, не будет самого регионального развития.

Exit mobile version