26 октября 2012 года исполнилось 20 лет институту несостоятельности (банкротства) в новой России. Кроме того, 10 лет назад были созданы первые саморегулируемы организации арбитражных управляющих в России. В ознаменование этих дат Торгово-Промышленная палата РФ, Ассоциация региональных банков России при поддержке Госдумы РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей и Национального объединения «Российский Союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» блестяще провели 26 -27 октября Международную конференцию «Антикризисное управление в современных экономических условиях». Инициатором мероприятия стал Комитет Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции в лице депутата, член думского Комитета Анатолия Выборного.


В работе конференции приняли участие: зам.председателя Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, президент РСПП Александр Шохин, первый зам. руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Наталья Коцюба, референт Государственно-правового Управления Президента РФ Алексей Терентьев, вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко и другие участники.

Как сообщили «Регионам России» в пресс-центре ТПП РФ, в течение двух дней представители органов государственной, законодательной, судебной власти, бизнес-сообщества, арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций обсуждали актуальные проблемы антикризисного управления.

Участники конференции обменялись мнениями по вопросам госполитики в сфере антикризисного управления, госрегулирования несостоятельности (банкротства), актуальные вопросы применения финансово-кредитными организациями законодательства о банкротстве, а также судебную практику в области банкротства.

С переходом на более жесткую, даже жестокую модель экономики, ориентированную на свободный рынок, мы снова вернулись в естественный отбор, где слабые компании уходят и оставляют место для более сильных и эффективных. Но у бизнеса, помимо обязательств перед собственниками, есть и обязательства перед кредиторами, клиентами и, самое главное, перед работниками, которые с общечеловеческой позиции более всех остаются проигрыше.

Достаточно неприятное слово «банкротство» режет ухо простого обывателя и ассоциируется скорее с оформлением гибели компании. Причем тут Антикризисное управление? В этом и есть суть состоявшегося диалога: как правильно понимать нормотворческую и правоприменительную политику главного регулятора – государства? Как воспринимать Арбитражного управляющего – как реаниматора или как могильщика?

Об этом на конференции говорили и за трибуной, и в кулуарах. Часто выступления участников, которые представляют элиту профессионалов в своих сферах, были похожи скорее на семинар, нежели на констатацию того, как все плохо или хорошо.

Организаторам конференции удалось собрать и законодателей – правоприменителей и участников рынка антикризисного управления и банкротства. Своим опытом поделились коллеги из Латвии и Белоруссии. Сложилось ощущение, что все говорили на одном языке и сошлись во мнении, что, к сожалению, в нашей стране на данный момент просто не существует единой концепции банкротства. За последние 20 лет было принято 3 закона о банкротстве, в последний из которых было внесено 37 изменений, которые, по мнению судьи ВАС Рустема Мифтахутдинова, «напоминают скорее заделывание выбоин в плохой дороге, нежели так необходимый ей основательный ремонт».

Отсутствие единой доктрины банкротства объясняет огромное количество разъяснений Высшего Арбитражного Суда. Хотя оптимизма прибавляет тот факт, что в данный момент доктрина разрабатывается, и есть надежда, что будет выработана единая политика, направленная на раннее предупреждение банкротства и внедрение антикризисного управления.

Хорошим примером могут служить «продолжниковские» системы в США, в которых банкротство это проблема не должника, а кредитора. Процедура возбуждается на ранней стадии, когда только появляются симптомы финансового нездоровья, а не как у нас, когда спасать по сути уже некого. Ведь намного разумнее предотвращать банкротство на той стадии, когда можно вывести компанию из надвигающегося кризиса иными способами, нежели банкротство.

Банкротство это общепринятый институт экономических отношений. Эта практика применяется во всем мире, но, поскольку в нашей стране под эту процедуру иногда подпадают даже стратегически важные предприятия, возрастает актуальность высокоэффективного антикризисного управления.

Об этом на конференции много говорили практики. Обсуждались актуальные проблемы процедур несостоятельности, в том числе современные тенденции и международная практика в области банкротства, реструктуризация, а также особенности регулирования несостоятельности в отношении отдельных категорий должников. Особую роль развития образования и подготовки профессиональных антикризисных управляющих отметила ректор АНО «Института экономики и антикризисного управления», д.э.н. Антонина Ряховская.

На конференции присутствовали наши наблюдатели, которые прокомментировали «Регионам России», насколько важной для российской экономики является грамотная организация государственной политики в сфере антикризисного управления:


Тимур Артемов, эксперт «РР»:

– Сейчас мы находимся в процессе непрерывного мирового финансового кризиса, который фактически диктует условия для естественного отбора компаний на выживание. И это происходит практически во всех отраслях экономики.

Процесс банкротства – это сложившийся алгоритм финансового оздоровления экономики. Многие участники рынка, особенно в нашей стране, полагают, что банкротство – это убийство компании. Но они совершенно не представляют себе, что есть в этом процессе и механизмы, призванные не топить, а спасать компанию, неспособную самостоятельно выполнить свои обязательства.

В российской рыночной экономике в последние несколько лет становится очевидным тот факт, что закрытие бизнеса губительно для экономики в целом. При таком сценарии государство, как минимум, теряет, возможно, не самого эффективного, но, все же, налогоплательщика и работодателя, несущего в соответствии с законом и социальные обязательства. В связи с этим жизненно необходимо развивать и укреплять общепринятую в мире, но пока только развивающуюся у нас профессию антикризисного управляющего. 

 


Ольга Чернокоз, главный редактор медиа-холдинга «Регионы России»:

– Нужно управлять качественнее, эффективнее. Нужно активно обращать внимание на предотвращение банкротства, вводить новые системы оценки эффективности. Особенно это касается небольших региональных компаний.

С укреплением вертикали власти, развитием федерализма в России экономика должна непрерывно развиваться, давать новые рабочие места. Бизнес должен нести возрастающую социальную нагрузку, поэтому эффективность управления в бизнесе должна неуклонно расти. Государство не может и не должно навязывать системы управления бизнесом, но оценка эффективности компаний-налогоплательщиков, компаний-работодателей – это важная часть работы по предотвращению возникновения возможного банкротства.

Однако хочу заметить, что иногда, и даже часто, банкротству подвергаются стратегически важные для России предприятия, из-за чего элементарно теряется уникальное оборудование, знания и, самое важное, опытные кадры. В основном, причиной банкротств служит нежелание ряда представителей власти заниматься проблемами предприятий-должников. Проще их уничтожить под видом банкротства. На мой взгляд, это опасная тенденция для России, и с этим что-то надо делать.

РР