Как заложено в законе: в соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности..» обязательному энергоаудиту подлежат:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Указанные организации должны провести обязательное энергетическое обследование в срок до 31 декабря 2012 года и проводить последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые пять лет. Это прямое требование закона.

            Что мы имеем по факту:

  • Исчерпывающего перечня объектов подлежащих обязательному энергоаудиту нет ни в одном из органов исполнительной власти, ответственных за исполнение закона.
  • Примерное количество таких объектов колеблется в приделах 1 500 000!

В Государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (Минэнерго России, 10.05.2012) зарегистрировано 121 СРО в области энергетического обследования.)

Количество энергоаудиторов, входящих в СРО, превышает 4 тыс. организаций. Даже без учета фактического положения дел на каждого энергоаудитора приходится до 300 обязательных энергетических обследований.

А если принять во внимание, что из числа всех зарегистрированных энергоаудиторов не более 20% имеют определенный опыт проведения обследований, располагают необходимыми подготовленными кадрами, аппаратурой и программным обеспечением, 50% составляют энергетические компании, производящие энергетическое оборудование, и вошедшие в СРО с целью потенциальных работ в формате энергосервиса, а 30% компаний занимают выжидательную позицию с целью оценки развития (или неразвития) рынка энергоаудита, то количество организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, возрастет, как минимум, в 5 раз, т.е. примерно 500 объектов обследований на каждого энергоаудитора.

Справочно: Опытная энергоаудиторская фирма, располагающая достаточным количеством профессионально подготовленных сотрудников, необходимым методическим обеспечением, приборно- аппаратурной базой и программным обеспечением, за год может провести не более 30-40 энергетических обследований (4-5 промышленных предприятий, 25-35 объектов социально-культурной сферы или ЖКХ).*

По требованиям законодательства энергетические паспорта, выданные по итогам проведенного энергоаудита предоставляются на утверждение в саморегулируемые организации в области энергетического обследования (СРО), которые  один раз в три месяца обязаны направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами СРО в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Министерство энергетики Российской Федерации).

По состоянию на 12 апреля 2012 года в Министерство энергетики Российской Федерации сдано 9000 паспортов из которых принято только порядка 800, т.е. около 10% от всех поступивших и всего 0.0006% от всего объема! Соответственно почти за три года реализации закона, в области энергетических обследований почти ничего не сделано, хотя энергетическое обследование является базовым элементов всех программ по повышению энергетической эффективности.

На практике большинство паспортов не соответствуют формальным требованиям и не могут быть приняты уполномоченным органом исполнительной власти. Краеугольным камнем практической деятельности СРО и их членов является наличие профессионально подготовленных специалистов.

В соответствии с Законом основным и достаточным условием на право заниматься деятельностью в области энергетических обследований является наличие не менее 4-х обученных специалистов.

При этом достаточно обучиться по 72-х часовой программе в учебном заведении, имеющем лицензию на обучение.

Обучением может заниматься практически любое учебное заведение, имеющее соответствующую лицензию Минобрнауки России. Таким образом, проблем с получением удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации по 72-х часовой программе не существует, это лишь вопрос цены и времени. Обучение не обязательно проводится очно, зачастую практикуется очно- заочная, а также- дистанционная формы обучения.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.п. 82-84 Распоряжения Правительства Российской Федерации  от 01.12.2009 № 1830-р «План мероприятий по энергосбережению…» создание и обеспечение функционирования обучающих центров энергетической эффективности было поручено провести соответствующим уполномоченным органам власти еще в 2010 году. Данное поручение в настоящее время считается выполненным в соответствии с приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 148, в котором была приведена рекомендуемая 72-х часовая программа обучения энергоаудиторов, а также перечень рекомендованных учебных заведений. Приказ не был зарегистрирован в Минюсте России.

Приказом Минэнерго России от 27.04.2011 г. № 155 «Об отмене приказа Минэнерго России от 07.04.2010 № 148 “Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов» приказ был отменен.

В настоящее время нет ни одного нормативного акта, регулирующего этот вид деятельности, а обучение сводится к обучению заполнению граф энергопаспорта для направления его в СРО и Минэнерго.

Основная проблематика, обозначаемая экспертами – отсутствие единой системы образовательной подготовки энергоаудиторов.

Необходимо отметить что Все региональные, муниципальные и отраслевые программы по повышению энергетической эффективности разработаны с учетом привлечения внебюджетных инвестиций (92% из почти 2 трл. рублей предусмотренных на реализацию программы***), однако в рекомендациях по повышению энергетической эффективности, подготовленных по итогам проведенного энергетического обследования не содержатся данные по источникам финансирования данных мероприятий. Такая ситуация приводит к ряду последствий:

  • Если энергоаудит проведен не качественно и не отражает действительной ситуации с потреблением энергоресурсов на объекте, а данные содержащиеся в рекомендациях не могут быть применены для расчета реальной окупаемости и инвестиционной привлекательности объекта, то ни один здравомыслящий инвестор не будет вкладывать средства в такие проекты.
  • Даже качественно проведенный энергоаудит, не содержащий конкретных рекомендаций по повышению энергоэффективности с указанием источников финансирование останется только на бумаге, фиксируя объем потребляемых ресурсов.
  • Потенциальный инвестор в энергоэффективность предприятия (например энергосервисная компания) при оценке инвестиционной привлекательности объекта будет проводит свой собственный аудит

По сути, сейчас мы имеем груду энергетических паспортов в коридорах Минэнерго с непонятными сроками реализации программ по повышению энергоэффективности, которые составляют только мизерный процент объектов подлежащих обязательному энергоаудиту, 7 месяцев до сроков указанных в законе на проведение оставшихся 99% энергоаудитов, смутное представление по источникам и срокам финансирования программ, учитывая что 92% финансирования – внебюджетные источники.

Соответственно сейчас программы по энергосбережения будут выполняться в той степени в которой они обеспечены финансами!

Налицо прямая, безотлагательная необходимость внесения изменений в действующее законодательство.

 


* По данным Союза саморегулируемых организаций в области энергетического обследования

** Из выступления Заместителя Министра энергетики Российской Федерации А.И. Дыбова 12 апреля 2012 года в рамках заседания научно-экспертного совета при Рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения 261-ФЗ

*** По данным Министерства энергетики Российской Федерации