Исполнение федерального закона №261 «Об энергосбережении» сопряжено с массой недоработок и возникающих в их результате сложностей. Тем не менее, закон уже работает. И исполнять его нужно прямо сейчас. А дефекты и сложности – устранять в процессе исполнения. Это вызывает самые разные эмоции со стороны участников рынка. От полного неприятия или не понимания действующего законодательства до безоговорочного его одобрения. Однако в том, что необходим нормальный, рабочий диалог между структурами исполнительной власти и экспертным сообществом – в этом не сомневается никто.

Собственно, для того, чтобы расширить возможности этого диалога, чуть больше года назад было создан Национальный союз энергосбережения. Позиция Председателя правления Союза Андрея Романчука однозначна: сам ФЗ-261 составлен грамотно, и работать по нему можно (что и подтверждает практика), однако как и большинство норм, закон об энергосбережении требует своевременных корректировок, качественного изменения подходов на основе выработанного правоприменительной практикой опыта. Именно об этом состоялся разговор.

– Национальный союз энергосбережения состоит преимущественно из представителей профильного бизнеса – ведь так? Я не ошибаюсь?

– Не ошибаетесь. Как и любой отраслевой союз, НСЭ состоит преимущественно из практиков отрасли. А энергосбережением уже давно можно назвать отдельной отраслью. Собственно, этим вопросом в нашей стране начали заниматься не вчера. В советском союзе действовал закон №28, оговаривающий меры снижения потребления энергии. Не было только государственной задачи такого масштаба. И сейчас это не просто мировой тренд, дань моде. Это – объективная необходимость для страны. Если мы хотим быть конкурентоспособными – должны снижать долю энергоёмкости в ВВП.

– Безусловно. И это, собственно, широко разрекламированное утверждение. Но вот насколько корректно с Вашей точки зрения построен сам этот механизм? Ведь он примерно на 92% опирается на деньги внебюджетных источников. То есть на бизнес.

– С моей точки зрения – абсолютно корректно. Я говорю сейчас не о том, как это записано в законе, а о том, как это должно быть. Во всяком случае с моей точки зрения. Государство, являясь мощнейшим инвестором в собственную экономику, должно тратить деньги только на те здания и объекты, которые входят в капитализацию самого государства. И это абсолютно справедливо. Это социальные объекты – школы, больницы, детские сады, дома культуры и библиотеки. Это здания, принадлежащие вооружённым силам и правоохранительным органам. Суды, муниципалитеты и т.д. – всё это находится на балансе государства. И государство достаточно большие средства тратит и в перспективе потратит еще больше на их перевооружение. Но! В законодательстве есть один огромный перекос – это обязательный энергоаудит. Который обязательный в том числе и для бизнеса. Это нонсенс.

 – Почему? Разве возможно добиться снижения энергоёмкости только за счёт государственных объектов и предприятий? В конце концов, самый высокий потенциал повышения энергоэффективности – у промышленных предприятий…

– Это верно. Но это совершенно о другом. Невозможно ломать бизнес через колено, чтобы он стал энергоэффективным. Что такое энергоаудит? Это предынвестиционная составляющая, после которой должна быть проделана определённая работа, чтобы то или иное предприятие снизило потребление энергии. Общепринятым подходом в реализации программ по повышению энергетической эффективности является энергосервисный контракт (Energy Savings Performance Contracts) подразумевающий возврат вложенных средств (инвестиций) из реальной экономии, полученной по итогам реализованных мероприятий. К сожалению пока в России на более чем 4500 энергоаудиторских фирм, наверное не более 100 энергосервисных компаний способных привлекать средства для реализации мероприятий по итогам проведенного ими энергоаудита и определения инвестиционной привлекательности конкретного объекта. Наверное для того, чтобы привлекать инвестиции, бизнес должен созреть, вырасти качественно. Поэтому требовать от предприятий проведения обязательного энергоаудита, итогом которого будет только документ– глупо и не имеет ни какой логичной связи с энергоэффективностью. К тому же требования, по которым проводится обязательный энергоаудит, не имеют ничего общего с предынвестиционным обследованием. Это скорее можно назвать подведением энергетического баланса. Инвесторам он абсолютно ничего не может дать. Следовательно, сейчас это – выброшенные на ветер деньги. Готовить этот документ будут. Но формально. Только для того, чтобы не быть оштрафованными на 250 тысяч рублей в 2013 году..

 – Можно сказать, что это главный предмет полемики в экспертном сообществе?

– Пока это ещё не полемика. Она может начаться примерно через месяц, сейчас мы проводим консультации с профильными комитетами РСПП и ТПП. Это мощные организации, которые заинтересованы в том, чтобы поддержать нашу позицию. А она однозначна – сроки проведения обязательного энергоаудита нужно как минимум переносить. Ведь, что такое штраф со стороны государства? Это пятно на инвестиционной репутации компании. Понимаете? Мы одной рукой пытаемся сформировать условия для привлечения инвестиций в бизнес, готовый идти по пути энергоэффективности. А другой рукой этот же бизнес штрафуем! Ситуация с современными, построенными относительно недавно, с соблюдением международных стандартов предприятиями и вовсе не понятна! Требования по снижению потребления ресурсов едины для всех субъектов закона, будь то построенное в позапрошлом веке литейное производство или современный завод, кстати имеющий сертификат  ISO 50001 это вопрос который необходимо решать.

– Но, насколько я знаю, сейчас готовится очередной законопроект, который устранит часть несостыковок…

– Да. Это хороший документ, который сейчас готовится к обсуждению. Там будет предложена форма энергетической декларации, которую предприятия должны будут ежегодно заполнять и предоставлять в Минэнерго. Но это не решает сути проблемы, основа которой в том, что мы, повторюсь, не можем заставлять бизнес быть энергоэффективным. Это бессмысленная задача. Рынок энергоэффективности – саморегулируемый. Те предприятия, которые понимают очевидные выгоды, и без подвешенной правительством палки будут заниматься снижением энергозатрат. Те же, кто этого не понимают, сами вынуждены будут уйти с рынка.

– Заместитель руководителя департамента модернизации ТЭК и энергоэффективности Министерства энергетики Алексей Кулапин на недавнем экспертном мероприятии озвучивал какие-то чудовищные цифры.. Проведено  15% от всего числа энерргообследований, а всего должно быть подготовлено более 500 тысяч…, и это при том что срок проведения обязательного энергоаудита заканчивается 31 декабря 2012 года!

– 15% – это цифра, взятая из головы. Потому что полного списка объектов, подлежащих обязательному энергоаудиту, нигде нет. Его нет ни в Минэнерго, ни в Минрегионе, ни в Российском энергетическом агентстве. Добавлю что из заявленных 15% принято Минэнерго не более 10% – 1500 паспортов и это за 3 года реализации закона! Мало того, у нас есть такие компании, в которые фактически входит несколько других компаний. Скажем, существует некое ООО «Х». И оно владеет 300 заправочными станциями. ООО считают как одну компанию. Но фактически энергетический паспорт должен быть предоставлен на все 300 заправок. И многие это делают! Но это сугубо инициатива самого бизнеса. Потому что ему необходимо модернизировать себя. Иначе не выжить. А для того, чтобы бизнес – прежде всего, мелкий и средний – это понимал, нужна полноценная, государственно скоординированная информационная политика, если хотите – пропаганда. И с этого нужно было начинать. А не с обязаловки.

– Вы считаете, что перенос сроков проведения обязательного энергоаудита решит проблему?

– Я считаю, что сейчас преступление налагать на бизнес штрафы в условиях несформированного рынка. Поэтому нужно как минимум отложить отсрочить сдачу обязательных документов. Да, как только начнут штрафовать, все ринутся за энергопаспортами. Что мы получим? Документы низкого качества, не имеющие ничего общего с реальностью. Зачем это нужно?! Давайте начинать с другого конца – приводить в соответствие с потребностями рынка нормативно-правовую базу. Которая сегодня просто в катастрофическом состоянии. Вот по ней действительно работать нельзя. Чего стоит только постановление правительства №354. Работая по 261-ФЗ и этому Постановлению ресурсоснабжающая организация «попадает» либо на убыток, либо на штраф в ФАС. Вот с чем нужно работать!

Для чего мы проводим энергоаудит? Теоретически для того, чтобы бизнес имел возможность в дальнейшем заключать энергосервисные контракты. Но они в текущем законодательстве нереализуемы! Нормативная база устроена таким образом, что энергосервисный контракт в бюджетной сфере существует до тех пор, пока местный глава его поддерживает. Множество других рисков, которые не подлежат страхованию. Сейчас только разрабатываются критерии, постепенно выходим на первые энергосервисные контракты. Есть опыт, но он единичный и не системный. К тому же, нельзя забывать, что фактически весь бизнес в отрасли – молодой. Следовательно, нет залогового актива, нет опыта работы с банками, нет возможностей для кредитования крупных проектов. Это всё нарабатывается годами.

– В таком случае, решение – это время?

– Решение – это комплекс взаимоувязанных мероприятий. Главное из которых – совершенствование законодательства, внесение изменений в подзаконные акты.

 И что приоритетно?

– Первое, как я уже говорил – перенос сроков сдачи обязательного энергоаудита. Второе – изменение системы распределения федеральных субсидий. В этой системе заложена чудовищная ошибка. На мой взгляд.

– То есть?

– Давайте смотреть. В этом году субсидии получат 36 субъектов федерации. Это те регионы, которые в 2012 году смогут выделить средства на софинансирование региональных программ. Если регион не может выделить такие средства – значит, он не получает финансирование из федерального бюджета. То есть, если у региона и так всё хорошо со средствами – он получает государственную помощь. Если не может – остаётся при своём отсутствии средств. Глупость? На мой взгляд – да. Но опасная глупость. Потому что в этом году средства выделяются преимущественно на предынвестиционные мероприятия: установку приборов учёта и проведение обязательного энергоаудита. А, как мы помним, начиная с 1 января 2013 года предприятия, не предоставившие результаты обязательного обследования, штрафуются на 250 тысяч рублей. Это в депрессивных регионах! Скажите мне, пожалуйста, где такие деньги возьмёт, например, библиотека в Воронеже? У них и на зарплаты-то денег нет. И таких регионов – больше половины. Что это? К чему все эти репрессии? Остаётся только недоумевать.

– Насколько я понимаю, Вы пытаетесь сейчас переломить ситуацию.

– Пытаемся. Было подготовлено письмо с разъяснением ситуации  в Минэнерго на имя Александра Ивановича Дыбова. Он нам разъяснил позицию Министерства. Выходим на диалог по ситуации.. 7 июля Дыбова снимают. Кадровые перестановки в Министерствах еще не закончены. Но удовлетвориться этим мы не можем. Сейчас готовим письмо с разъяснением сложившейся ситуации на имя Президента России и Премьер Министра. Я уверен, что, в конце концов, позиция руководства страны изменится. Но сколько на это уйдёт времени сказать сложно. А время уходит. И с таким подходом амбициозной задачи, сократить энергоёмкость ВВП страны на 40% за восемь лет, можем и не успеть. Надеемся обсудить этот и другие актуальные вопросы на площадке РСПП в сентябре этого года, приглашаем всех принять участие!