Исчезновение самолёта АН-2 может стать такой же загадочной тайной, как и гибель группы туристов у Горы Мертвецов.

Прошло уже более трёх  месяцев, как на севере Свердловской области загадочно исчез самолёт АН-2 с двенадцатью пассажирами и одним членом экипажа на борту. Он поднялся в небо с аэродрома в Серове 11 июня – и как в воду канул!

Поиски его продолжаются до сих пор, правда, уже не так активно, как в первые дни. Результатов пока – никаких.

В связи с этим ЧП всё больше обрастает самыми невероятными слухами. Строятся версии одна загадочней другой. Самая последняя – будто бы АН-2 сбили ракетой ПВО. Причина – не отвечал на позывные. Военные решили, что самолёт угнали террористы, а потому дали по нему залп. А потом, когда разобрались, решили замести следы, дабы не раздувать скандал на весь мир. Остатки самолёта собрали и вывезли, а трупы – захоронили в надёжном месте.

Версия кажется неправдоподобной, но сам факт того, что от самолёта не удаётся найти ничего, заставляет задуматься. В самом деле, АН-2 – не иголка. Наверняка при падении на тайгу оставил бы заметный след. Но его нет! Хотя вокруг Серова на сотни километров вокруг уже обследован каждый гектар леса.

Судя по всему, пропавший « кукурузник» – очередная трагическая загадка, похожая на ту, что произошла в 1959 году за Ивделем, считают некоторые спасатели.

Тогда при странных обстоятельствах погибли девять туристов УПИ. Тайна эта до сих пор не раскрыта и всё еще будоражит умы  многих людей. Причём, даже за рубежом: режиссеры самого Голливуда снимают сейчас об этом триллеры, а известный российский писатель-беллетрист Борис Акунин  засел за  художественное произведение об этой истории.

Что характерно, тогда, в 1959 году, поиски пропавших туристов тоже велись долго. Первых пятерых погибших нашли через месяц, а остальных – только через три месяца. Сделать это не удавалось так долго потому,  что, по одной из версий, туристы погибли не своей смертью: они оказались невольными свидетелями военных испытаний, вследствие чего стали носителями государственной тайны.  И, якобы, уже по этому были обречены. Чтобы запутать и усложнить расследование, трупы последних четверых спрятали в глубоком снегу. Вот почему их поиск затянулся с февраля по май.

Известный исследователь Севера, Почётный полярник Геннадий Чеурин считает, что с поиском самолёта может произойти примерно тоже самое, что и с поиском студентов. Если его и найдут, то не скоро и в самом невероятном месте.  При этом восстановить картину ЧП будет уже сложно. А раз так, то истинной причины гибели самолёта и людей мы никогда не узнаем. И в этом – схожесть этой трагедии с трагедией группы Дятлова. Словом, материала для писателей и режиссёров Голливуда на Урале заметно прибавится.

А между тем слухи, версии по поводу АН-2 продолжают множиться. Некоторые сотрудники МЧС, принимавшие участие в поиске самолёта, считают, что он упал в топкое болото. Скорее всего, где-нибудь в районе озёр Пелымский Туман или Вагильский Туман. Там сплошные топи на многие десятки километров.

Однако есть и другое мнение. Дескать, не случайно говорят, что АН-2 как в воду канул. Именно в воде его и надо искать. Но не в мелких прудах и озёрах, а в глубоких карьерах, которых на севере много.

Так, в Карпинске ходят слухи, что шум мотора АН-2 в день его исчезновения  слышали в районе бывшего угольного  разреза «Южный». Как известно, это сейчас огромный водоём. Его длина – 5,5 километра, ширина – 3,5, а глубина – 200 метров. В настоящее время он на 150 метров заполнен водой. По водоизмещению, это сейчас одно из самых крупных рукотворных озёр Свердловской области.

Если в него упал АН-2, то найти самолёт будет проблематично. Для этого надо будет провести тщательное обследование дна карьера, а его рельеф  очень сложен. Тут потребуются мощные эхолоты.

Не менее глубокий карьер, до краёв заполненный водой, есть и за посёлком Полуночное. Это бывший марганцевый разрез. Его глубина тоже около 200 метров, правда по площади он уступает «Южному». Вода в нём красноватого оттенка. Разглядеть в ней что-либо сложно.  Без мощного эхолота здесь тоже не обойтись.

Кстати, во время Великой Отечественной войны именно его намеревался бомбить Гитлер. Несколько раз раз он посылал бомбардировщики в такую даль, но ни один из них до Полуночного не долетел.

Такая «водная» версия ЧП многим кажется наиболее реальной. Если бы самолёт упал в тайгу, даже в болото, то всё равно кто-то мог бы остаться в живых. И он либо вышел бы к людям, либо запалил  костёр, который наверняка заметили бы спасатели, облетавшие тайгу на вертолётах и самолётах. Есть и другой момент. Обнаружить самолет на земле могли бы работники лесного хозяйства. И вот почему. Дело в том, что сейчас лесничества следят за пожарами в тайге в том числе с помощью спутников. Оборудование, которое на них установлено, реагирует на тепло. Именно поэтому, кроме пожаров, оно фиксирует и свалки мусора,  других отходов. Тем самым создаёт для лесников немало неудобств. На эти сигналы лесничества реагируют как на очаги огня, а когда приезжают на место, то обнаруживают  свалку.

Так вот, если бы самолёт упал в тайгу, то его могли бы уже засечь из космоса. Как груду отходов. Но этого не произошло. 

О пропаже самолёта и его поисках мы будем следить и дальше.

 

Анатолий ГУЩИН