АККОРК – это независимое агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры. На протяжении семи лет специалисты компании вносят большой вклад в развитие системы образования, оказывают профессиональное содействие руководству образовательных учреждений, помогают раскрыть его потенциал и повысить конкурентоспособность. В эксклюзивном интервью журналу «Регионы России» генеральный директор АККОРК Алексей БЕЛОКОПЫТОВ рассказал о том, чего удалось достичь агентству за время своего существования.

Генеральный директор АККОРК Алексей БЕЛОКОПЫТОВ:

– Специалисты АККОРК хорошо знают, с какими актуальными вопросами сталкивается сегодня образовательное учреждение и какие для них существуют решения. Они глубоко понимают специфику отрасли среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования.

Таким образом, мы помогаем учебным заведениям  совершенствовать образовательную деятельность и непрерывно повышать качество образования.

–  Алексей Владимирович, расскажите об истории создания агентства.

–  Независимое агентство АККОРК было создано в 2005 году. Предпосылками для его образования стало подписание Россией в 2003 году Болонской декларации. Она содержит требования к формированию системы независимой оценки и аккредитации образовательных программ. Помимо Болонской декларации, такие нормативы содержатся и в действующем законодательстве России. В частности, закон об образовании предусматривает возможность вузами и колледжами проходить процедуры независимой оценки и общественно-профессиональной аккредитации.

История создания агентства была обусловлена наиболее перспективными мировыми европейскими трендами развития образования. За семь лет работы агентство провело процедуры оценки и аккредитации более чем в 130 образовательных учреждениях, большую часть которых составляют вузы.

– Какие направления работы вы считаете приоритетными?

– С 2005 года АККОРК занимается вопросами независимой оценки качества образования, оценивает образовательные программы на уровне среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. На основе наших независимых оценок мы организуем процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, как в самом агентстве, так и в органах по аккредитации партнеров.

Еще одним направлением нашей работы с 2005 года является развитие механизмов оценки эффективности менеджмента в образовательных учреждениях. Мы помогаем развивать системы менеджмента качества образования для достижения главного результата –  формирования востребованных рынком труда компетенций у  выпускников,. Отмечу, что данная деятельность по формированию системы независимой оценки в образовательные учреждения согласуется с мировой практикой.

С 2011 года результаты такой оценки принимаются к рассмотрению органами управления образования, при проведении процедур государственной аккредитации образовательных учреждений. На сегодняшний день наше агентство является наиболее опытной и признанной независимой экспертной организацией по данному вопросу. Результаты независимой оценки качества образования, которую мы проводим, принимаются к рассмотрению и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки,  а также рядом региональных органов по контролю и надзору в этой сфере. Кроме того, с 2011 года АККОРК выступает исполнителем ряда проектов федеральной целевой программы развития образования по созданию и апробации моделей, связанных с независимой профессиональной оценкой качества образования и с общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ.

С нами работают  государственные и негосударственные вузы, в том числе ведущие университеты. . Мы работаем и с достаточно серьезным кластером колледжей, имеем и опыт работы за рубежом: ряд казахстанских вузов прошел у нас процедуру международной аккредитации образовательных программ.

– Как отбираете экспертов для агентства?

– АККОРК создан по типу европейского независимого аккредитационного агентства. Это подразумевает структуру, обеспечивающую максимальную независимость и добропорядочность наших экспертиз. Я возглавляю генеральную дирекцию. Она обеспечивает оперативное управление деятельностью агентства,, осуществляет процедуру подбора, отбора и обучения экспертов, дальнейшую координацию их деятельности в процессе аудитов, контролирует подготовку экспертных заключений, а также осуществляет коммуникационные функции.

В состав АККОРК входят несколько общественных советов, которые занимаются оценкой и сертификацией экспертов, проверкой добропорядочности и независимости экспертиз и принимают аккредитационные решения. Так, был создан высший экспертный совет, в который входят представители образовательного сообществаи, а также крупных компаний-работодателей, объединений работодателей и союзов студентов.

Отдельно можно выделить аккредитационный совет, в который входят также представители трех ключевых групп – работодатели, образовательное сообщество и студенты. Совет организовывает процедуру общественно-профессиональной аккредитации. Члены этого совета принимают решения о сроке аккредитации образовательной программы или об отказе в ней.

Помимо этого, в агентстве создан наблюдательский совет, который утверждает стратегию развития агентства, принимает решения о совершенствовании наших методик, критериев оценки аккредитации и контролирует соответствие нашей деятельности уставу организации. В наблюдательский совет входят авторитетные представители и от академического сообщества, органов управления образованием и от работодателей.

Кроме того, в составе АККОРК есть несколько зарубежных представителей, которые возглавляют ведущие европейские аккредитационные агентства.

Основной кадровый актив АККОРК – наши сертифицированные эксперты по оценке качества образования. Сегодня  в АККОРК работают свыше 300  экспертов. Все они прошли отбор, обучение, получили сертификаты и имеют опыт экспертиз по соответствующим направлениям подготовки выпускников.

– Каковы основные критерии оценки образовательных учреждений?

– Критерии оценки делятся на два крупных блока. Первый блок – это оценка результатов обучения. В первую очередь, к результатам обучения относятся фактически сформированные компетенции выпускников, т.е. их умения, навыки, знания, которые они приобрели в процессе обучения. Для оценки результатов обучения мы применяем комплексные программы экспертизы, заточенные под конкретное направления подготовки, включающие очные экзамены, различные формы моделирования реальной практической деятельности,  практическими заданиями и т.д. Также мы проводим валидацию экзаменационных вопросов, тестовых материалов, тематик курсовых и дипломных работ с точки зрения их актуальности с учетом запросов современного рынка труда.

Вторая группа критериев касается гарантий качества образования. Это система административных и образовательных процессов, а также совокупность различных ресурсов, которые позволяют реализовывать образовательные программы с должным уровнем качества.. К этой группе относятся процессы проектирования образовательных программ, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, академического менеджмента,  взаимодействия с работодателями, научной деятельности, практики образовательных учреждений по привлечению работодателей к образовательному процессу, участие студентов в формировании образовательной программы, подготовка абитуриентов и т.д.

– Агентство АККОРК предлагает тренинги и семинары для руководителей образовательных учреждений. Какие программы вы предлагаете?

– АККОРК формирует и постоянно развивает базу знаний по лучшим управленческим и образовательным практикам. В соответствии с нашей миссией мы передаем этот ценный опыт не только в формате отчетов о результатах проведенных аудитов качества образования, но и в форме открытых семинаров и тренингов для всех заинтересованных в развитии и совершенствовании своей деятельности. Такие мероприятия, как правило, посещают представители администрации образовательных учреждений, а также специалисты по качеству вузов и колледжей.

Тематики наших семинаров могут быть самыми разнообразными. Сегодня мы предлагаем программы обучения по внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях. Планируем организовывать семинары по новой нормативно-законодательной базе. Постоянно проводим семинары по методике оценки качества образования с привлечением профессиональных экспертов и методологов  АККОРК и партнерских организаций,

– Какие дальнейшие планы развития агентства АККОРК?

– Дальнейшие планы вытекают из нашей миссии, которая заключается в содействии развитию всероссийской системы независимой оценки качества образования. Мы планируем продолжить работу с другими образовательными учреждениями по основным видам нашей деятельности. Наше агентство заинтересовано в развитии системы в сегменте дополнительного профессионального образования. Кроме того, мы планируем развивать международное сотрудничество. Помимо этого, есть еще планы по развитию линейки наших образовательных программ.



Москва, ул. Дубининская, д. 57, стр. 1, оф. 406

Тел./факс +7 (495) 221-81-40 

E-mail: akkork@akkork.ru