Муниципальный фильтр для кандидатов – мера преждевременная. К такому выводу пришла рабочая группа Общественной палаты по общественному контролю над избирательным процессом, исследовав ситуацию в регионах, где проходят губернаторские выборы.

Муниципальный фильтр обязывает кандидатов в губернаторы набрать от 5 до 10% голосов муниципальных депутатов или избранных глав муниципальных образований. Эксперты рабочей группы установили: такой фильтр не позволяет оппозиционным партиям выдвинуть своего кандидата на выборах. По словам представителя Общественной палаты Максима Григорьева, прежде чем вводить систему фильтров, нужно отработать механизм прямых выборов губернаторов в 2012-2013 годах.

Впрочем, член Общественной палаты, политолог Сергей Марков считает, что в условиях прямой выборности некий фильтр должен быть обязательно, иначе повальная регистрация кандидатов обрушит выборную систему. Марков отметил, что долгое время таким фильтром был сбор подписей, но этот вариант создает благоприятные условия для финансовых криминальных группировок, покупающих голоса.

Общественная палата изучила работу муниципального фильтра на примере Нижнего Новгорода. Здесь фильтр не смогли преодолеть коммунисты, поэтому эксперты предложили отменить сбор подписей для парламентских партий. По словам Маркова, проблема заключалась в лидере региональной организации, чей рейтинг ниже показателей КПРФ в 2-3 раза. К тому же коммунисты сбор подписей фактически не проводили и собрали такое же количество подписей, как и партии, не имеющие своих депутатов.

Однако муниципальный фильтр имеет и свои плюсы, поскольку он подтолкнет федеральные партии к активности на муниципальных выборах. «Муниципальный фильтр может способствовать укоренению партий в регионах, что пойдет на пользу политической системе», – считает Марков.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков полагает, что о действенности закона о муниципальных фильтрах говорить пока рано: «Должна быть законодательная преемственность, отсутствие хаоса, закон должен пройти весь цикл, для этого требуется не меньше года».

Лысаков отметил, что отдельные партии легко проходят данный барьер, а на искусственные преграды в законопроекте жалуются те, кто не умеет или не хочет работать на муниципальном уровне.

Наталья Вербицкая