16 сентября 2011 года Владимир Путин во время Сочинского инвестиционного форума высказал идею о создании особого стандарта поддержки бизнеса в регионах. Уже через месяц Агентство стратегических инициатив АСИ разработало и представило наблюдательному совету основные положения этого стандарта, а 3 февраля 2012 года был утвержден Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. О сути Стандарта нашему журналу рассказал директор по развитию партнерской сети АСИ Александр ПИРОЖЕНКО.

– Александр Александрович, как создавался Стандарт, какие положения в него вошли?

– Стандарт – достаточно компактный документ, содержит всего 15 пунктов, описывающих конкретные элементы, наличие которых, по нашему мнению и по мнению экспертов, обеспечивает существенный рост инвестиционной привлекательности региона. Эти 15 элементов появились после анализа инвестиционной практики экономически наиболее успешных субъектов. Не секрет, что картина с инвестклиматом разительно отличается от региона к региону. И тут важно понять, не что делают региональные власти, а как они используют возможности своей области, республики или края. В общем, Стандарт – это минимальный набор требований, задающий параметры своеобразного инвестиционного интерфейса, с которым сталкивается любой предприниматель, начинающий активную экономическую деятельность. 

То есть, когда инвестор заходит в регион, он понимает, что этот обязательный минимум получит. Но принятие Стандарта не ограничивает регионы в дальнейшем развитии. Для некоторых регионов Стандарт становится не способом достижения некоего минимума (потому что этот минимум у них уже есть), а способом переосмысления действия всех институтов, для которых этот минимум существует.

 – Каким образом строится внедрение Стандарта в регионах?

– В настоящее время идет активное внедрение Стандарта в 11 пилотных субъектах Российской Федерации. Опыт Агентства показал, что не только улучшение инвестиционного климата, но и просто внедрение отдельных разделов требует целенаправленной системной работы всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и предпринимательского сообщества в регионе.

Внедрение регионального инвестиционного Стандарта проходит на условиях диалога власти и бизнеса: региональные органы власти декларируют выполнение того или иного пункта, а бизнес оценивает, действительно ли в субъекте, например, действует специализированная организация для работы с инвесторами или действительно ли все инвестпроекты сопровождаются по принципу «одного окна» и предпринимателю не нужно собирать тысячи справок в сотне присутственных мест.

Сторону бизнеса представляют в этом процессе создаваемые нами экспертные группы, куда входят бизнесмены, представители бизнес-объединений, эксперты. Такие экспертные группы созданы во всех регионах, где ведется пилотное внедрение Стандарта.

 – Какую пользу приносит внедрение Стандарта конкретному региону?

 – Сейчас инвестиционная привлекательность того или иного региона, в целом, заключается в низких ставках региональных налогов и готовности взять на себя заметную часть расходов на создание объектов инфраструктуры. Не преуменьшая значимость этих позиций для инвестора, мы в Агентстве предполагаем, что дальнейшее развитие инвестиционных процессов потребует перехода на другой уровень взаимодействия регионов. Во-первых, нужна реальная межрегиональная интеграция, а во-вторых, необходимо переходить на более высокий уровень конкуренции – конкуренции по компетенциям регионов.

Важнейшая задача Стандарта – установление понятных правил игры между властью и бизнесом. Раньше сложно было говорить о каких-то гарантиях инвесторам, если любой конфликт рассматривался исходя из меры приближенности бизнеса к власти. От субъективизма отношений к предпринимателям уже начинаем отходить, но ясности в отношениях между властью и бизнесом пока еще мало. Пока власть четко не зафиксирует свои обязательства – сложно требовать от нее улучшения инвестклимата. Поэтому внедрение регионального инвестиционного Стандарта начинается с разработки региональными властями нескольких программных документов – это Инвестиционная стратегия региона и ежегодное послание главы региона инвесторам. Помимо этого на региональном уровне принимается законодательный акт, фиксирующий гарантии инвесторам и закрепляющий механизмы защиты прав инвесторов. Причем, законодательство не должно стать простой декларацией – экспертные группы, которые мы создаем в каждом регионе, будут оценивать, как исполняется то или иное требование Стандарта, работает ли обязывающий власть документ

Директор по развитию партнерской сети Агентства стратегических инициатив Александр ПИРОЖЕНКО:

– Стандарт – это минимальный набор требований, задающий параметры своеобразного инвестиционного интерфейса, с которым сталкивается любой предприниматель, начинающий активную экономическую деятельность. 

– Иногда основная проблема бизнеса в регионе – это нежелание региональной власти идти на диалог, разговаривать на понятном предпринимателю языке. Как с этой проблемой справляется Стандарт?

– Мы заложили в Стандарт такой важный инструмент, как канал прямой связи инвесторов и руководства региона для оперативной связи по возникающим в процессе инвестиционной деятельности проблемам. Доступность губернатора или регионального министра экономики для диалога с бизнесом – это не общие слова, это вопрос технологии и вопрос политической воли. Как показывает практика внедрения Стандарта в пилотных регионах, декларируемое дружелюбие и открытость власти не всегда подтверждается в повседневной практике предпринимателей. Добиться стопроцентного совпадения оценок бизнеса и власти по этому показателю – задача сложная, но выполнимая.

 – Каким образом оценивается выполнение пунктов Стандарта?

 – Результаты внедрения требований Стандарта оценивает предпринимательское сообщество, представленное сформированной Агентством экспертной группой. Активную роль в ее деятельности играют представители региональных отделений бизнес-объединений – «Деловой России», «ОПОРЫ России», РСПП, региональные торгово-промышленные палаты. Такое широкое представительство, на наш взгляд, обуславливает независимость и объективность экспертных групп. Самым сложным в рамках взаимодействия чиновников и бизнеса является процесс налаживания их двустороннего диалога. Практика взаимодействия показывает, что разговор ведется на «разных языках». Иногда власть имеет практические результаты, но не может донести информацию о них и ввести в практическую деятельность.

В связи с этим Агентство для обеспечения объективности и независимости оценки результатов внедрения разработало целую систему мониторинга и контроля внедрения Стандарта, а также матрицу принятия решений, которая включает в себя работу экспертных групп, профессиональную экспертизу и механизм «контрольной закупки». Важно, что профессиональные эксперты не могут поставить оценку «выше», чем это сделал бизнес.

Хотелось бы также отметить, что экспертиза соблюдений требований Стандарта не может ограничиваться только этапом внедрения. Необходим регулярный системный контроль и после осуществления пилотного внедрения в регионах. Эта мысль высказана самими экспертными группами. Мониторинг реализации Стандарта должен стать непрерывным процессом, направленным на обеспечение качества деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и поиск лучших практик. В этом вопросе также велика роль предпринимательских сообществ.

– Если количество желающих воспользоваться помощью Агентства по созданию привлекательного инвестклимата будет расти, вы готовы включиться в такую работу?

Мы думаем о системе масштабирования. Агентство физически не сможет охватить все 83 субъекта. И это при том, что задача такая есть: она поставлена в послании Президента страны Федеральному Собранию и была озвучена на наблюдательном совете Агентства. Мы сейчас думаем об организационной, автоматизированной модели внедрения Стандарта. А за АСИ сохранится роль коммуникатора и структуры, которая отвечает за бизнес-составляющую, за оценку внедрения Стандарта. То есть, работу, которую мы проводим сейчас с экспертными группами, мы за собой с большой вероятностью оставим. А организационное техническое взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов, скорее всего,  что вполне логично, должно лечь в компетенцию какого-либо федерального органа исполнительной власти.

Фото предоставлено Пресс-службой АСИ, фотограф Александра Шилова