В рамках проекта «Консолидация регионов»  на страницах нашего журнала мы рассказываем об основных точках роста субъектов Российской Федерации. Августовский номер посвящен Архангельской области, которая выступила с уникальным проектом создания территориального судостроительного кластера. Глава Архангельской области Игорь ОРЛОВ в интервью журналe «Регионы России» рассказал, на что направлен проект и каковы параметры его реализации.


– Известно, что на территории Архангельской области сконцентрированы предприятия по строительству атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов различного класса, накоплен опыт по строительству морских сооружений для добычи нефти и газа, достаточно развита научная и образовательная составляющая. Игорь Анатольевич, поясните, почему было решено создать территориальный судостроительный кластер? Для чего он нужен?

– Кластер – это точка рост региона, потому что у кластера есть стратегия развития. Его работа обеспечена соответствующим объемом государственных заказов, но зачастую для их выполнения предприятия должны объединиться для создания высокотехнологичной, наукоемкой продукции, касающейся сложных морских объектов.

Судостроение – это очень разветвленная отрасль. Итогом работы судостроительных предприятий может стать корабль, или подводная лодка, или буровая платформа. Но на результат должно работать все: энергетика, машиностроение, образование. Для максимально быстрого и качественного достижения цели всем этим предприятиям нужна новая система отношений, которая будет сформирована в рамках кластера. Это позволит всем участникам кластера видеть конечную цель, понимать, что задачей является не просто выпуск какой-то определенной продукции, а работа на один общий результат в стратегическом масштабе.

Таким образом, одна из целей создания судостроительного кластера – организация эффективного взаимодействия между предприятиями, учебными учреждениями и органами власти. Если говорить шире, то успешная деятельность кластера даст толчок к развитию целого ряда направлений жизнедеятельности Архангельской области, привлечет интеллектуальные, научные, инновационные, кадровые потенциалы других субъектов Российской Федерации и повысит конкурентоспособность судостроительной отрасли России в целом.


– Какие предприятия войдут в состав кластера?

– Основные предприятия судостроительного комплекса – это производственные предприятия «Севмаш», центр судоремонта «Звездочка» и «Арктика», и ряд других. Предприятия, безусловно, готовы выполнять работы в рамках кластера. Они подтвердили это: всем хорошо известны проекты по достройке платформы «Приразломная», строительству самоподъемной буровой установки «Арктическая». Были заказы иностранных компаний, например, по изготовлению конструкций для морских платформ. Более того, мощности, которые есть в Северодвинске, позволяют увеличить объем продукции.


Другое дело, что мы сегодня испытываем достаточно серьезный голод в специалистах. Он тоже будет «утоляться» в рамках кластера. Вопросами подготовки кадров для инновационного кластера займется Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ), а именно Институт судостроения и морской арктической техники, вошедший в состав САФУ. Акцент будет сделан на непрерывность профобразования и ориентированность учебного процесса на практическую составляющую.

«Мозгом» кластера станет инновационный научный технопарк, который объединит университет, индустриальные объекты, выставочные площадки, кадровую подготовку. Технопарк позволит науке прийти на предприятия и внедрить в производство новые технологии и разработки.


Но и это еще не все. Мы должны подумать об инновационном, инфраструктурном, образовательном окружении кластера. Дороги, энергетика, даже организация питания работников – это все части единого целого.

В состав кластера войдут также органы государственной власти Архангельской области и местного самоуправления.

– Какие цели ставит перед собой судостроительный кластер?

– Результатам создания и развития кластера станет диверсификация деятельности в судостроительной отрасли, что позволит выпускать качественную и конкурентоспособную продукция, выйти на международные рынки. Эффективность работы новой кластерной структуры в судостроении привлечет внимание частных инвесторов. Рост инвестиций в новые производства на базе инновационных технологий создаст новые рабочие места с высокой оплатой труда. Будет осуществляться модернизация производства, благодаря чему время на создание продукции сократится в 1,5 раза, а производительность труда увеличится в 5 раз.

– Что будут производить предприятия в рамках судостроительного кластера?

– Во-первых, это суда военного и гражданского назначения. Сегодня в судостроении очень сложно разделить военный и гражданский заказы, тем более что госзаказ может быть и по гражданской технике. Например, строительство ледокольного флота – это государственный заказ, но с гражданским уклоном.

Во-вторых, предприятия кластера будут поводить работы по модернизации, строительству и ремонту научно-исследовательских судов, промысловых судов, атомных и дизель-электрических подводных лодок.

Третье направление связано с освоением Арктики. Это значит, что будут создаваться суда и платформы, инфраструктурные сети для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. Кроме этого, мы продолжим заниматься гидрометеорологическим и авиационным сопровождением Севморпути. Так, сегодня ставится вопрос о создании отдельной эскадрильи арктической авиации, которая сможет обеспечивать суда во время высокоширотных экспедиций. Участие в разработке высокоширотных месторождений, обеспечение Севморпути – это глобальные стратегические проекты не только для России, но и для всего мира.

Архангельские предприятия будут реализовывать перспективные проекты развития альтернативной энергетики на основе восстанавливаемых источников энергии, например, энергии приливов, течения или ветра. Предприятия судостроительного кластера займутся проектированием пропульсивных установок, производством оборудования по производству, очистке, переработке технических и природных газов для нужд авиационной, космической, нефтегазовой, металлургической промышленности и других отраслей промышленности, как в России, так и за рубежом.

Обобщая, можно сказать, что одна из главных задач кластера – нацеленность на создание сложных морских комплексов, на их обслуживание, научное сопровождение, обеспечение кадрами и сервисное обслуживание.

Кроме этого, участники кластера осуществят значительный вклад в изготовление изделий машиностроения для предприятий нефтегазового, энергетического, авиационно-космического и металлургического комплексов, будут производить оборудование и конструкции для объектов береговой инфраструктуры.


– Есть ли какие-то факторы, которые могут помешать успешному развитию кластера?

– Да, в основном это отсутствие квалифицированных кадров и плохая инфраструктура. Сегодня наблюдается тенденция сокращения и старения персонала на основных предприятиях кластера. Средний возраст сотрудников составляет 41 год. Доля персонала пенсионного возраста около 30%. При этом обновление и накопление кадров не происходит из-за непривлекательности рабочих и инженерных профессий в области судостроения. Отсутствие высококвалифицированных сотрудников объясняется еще и тем, что уровень образования не соответствует тем задачам, которые диктует быстрый тем инновационного развития. Поэтому для решения этих проблем в рамках кластера мы создали образовательный блок, в который вошел Северный (Арктический) федеральный университет, отделения Российской академии наук и конструкторские бюро.

Вторая проблема связана с плачевным состоянием жилищной и инженерной инфраструктуры. Для примера приведу несколько цифр. На территории базирования кластера объем жилищного фонда таков, что на человека приходится 21,2 кв. м. Это рассчитывается без учета ветхого и аварийного жилья, которое составляет 15% от общего жилого фонда. Более 55% составляет износ жилого фонда. Также около 50-60% составляет износ распределительных электрических, тепловых, канализационных и водопроводных сетей.


– На каком этапе сейчас находится проект создания судостроительного кластера?

– Министерство экономики и развития РФ дало высокую оценку проекту, поэтому он бы включен в перечень пилотных одобренных программ. Хотя пока еще нет всей необходимой юридической документации, кластер фактически уже сформирован. Сейчас наша задача – «начертить» вектор объединения, альянса государства, бизнеса и общества, построить экономическую систему-стабилизатор экономики Архангельской области.

– Большое спасибо, Игорь Анатольевич!

 

Основные участники кластера

Компании судостроительной отрасли:

  • Производственное объединение «Севмаш»
  • Центр судоремонта «Звездочка»
  • Северное производственное объединение «Арктика»
  • Северный рейд
  • ЗАО «Биус»
  • ЗАО «Промышленные технологии»

Научные и образовательные организации:

  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
  • Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук
  • ОАО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега»
  • ОАО «Конструкторское бюро «Рубин-Север»

Органы государственной власти Архангельской области и органы местного самоуправления:

  • Правительство Архангельской области
  • Министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области
  • Министерство промышленности и торговли Архангельской области
  • Министерство образования и науки Архангельской области
  • Администрация муниципального образования «Северодвинск»