Российских школьников приблизят к цивилизации. Васильева пообещала решить вопрос с холодными туалетами в январе 2020 года

В эфире передачи “Право на справедливость” глава Минпросвещения привела данные на 8 декабря —  в 20 школах страны остался нерешенным вопрос с холодными туалетами. В июле в список неприспособленных для удовлетворения естественных нужд входило 230 общеобразовательных учреждений. Год назад в июле-августе с такой проблемой насчитывалось 2,7 тыс. объектов системы общего образования. Профильный министр пообещала, что в январе 2020 года оставшиеся школы найдут способ сделать свои уборные теплыми и перестанут морозить детей.

В число аутсайдеров попал Забайкальский край, где за два года оборудовали почти 400 теплых туалетов. Но закончить все в срок не успели. В поселке Дарасун, в школе №1 установили теплые модульные клозеты для детей среднего и старшего возраста. Начальной школе оставили на удовлетворение нужд деревянное строение. Зимой в этих краях температура воздуха опускается до минус 40°C. Страшно подумать, что при таком морозе малыши вынуждены бегать на улицу. На возмущение одной из мам губернатор Забайкалья Александр Осипов отрапортовал, что к 20 декабря во дворе начальной школы установят утепленные модули —  дети получат теплый туалет.

Глава Минпросвещения Ольга Васильева считает, что главное сейчас — убрать ветхие школы: “Это вопрос безопасности детей”. Возраст большинства общеобразовательных учреждений в стране  — 60-70 лет. Есть такие школы, которым по 150 лет (!). К примеру, в Забайкалье из 560 учреждений системы общего образования 130  размещаются в деревянных зданиях от 60 лет и старше. Губернатор края обвинил в состоянии школьных объектов не себя, а 90-е гг, которые “ крайне разрушительно прокатились по краю”. В рамках нацпроекта “Образование” в целом по стране должно появиться 16 тыс. новых учебных мест. С федеральным финансированием постепенно и Забайкалье решает свою проблему с ветхими школами.  В 2019 году ввели в эксплуатацию новую школу, две строятся, еще по двум начнутся работы в 2020 году.

Одну из самых старых школ в стране решено закрыть. Речь об одном из общеобразовательных учреждений села Усть-Буб (Пермский край), которое было построено в 1873 году. Если весной глава городского поселения обещал учителям, что школа останется, то осенью он поставил их перед фактом — школу закрывают, а с 1 января 2020 года местных детей будут по бездорожью возить на учёбу в соседнее село. Сотрудники школы уверены, что пострадали в результате реорганизации, когда их учреждение потеряло статус малокомплектной школы и лишилось дотаций. Из-за недостатка денег школу с 38 учениками решено было закрыть. Но глава профильного министерства оказалась информирована больше их. В апреле этого года на сходе местные жители решили, что будут возить своих детей двумя автобусами в другую школу. Качество образования в приговоренном к закрытию учреждении неудовлетворительное — нет педагогов по истории, обществознанию и географии, а также  никаких лабораторий.

Что касается потери статуса малокомплектной школы, то за это отвечает региональная власть. Каждый регион сам определяет малокомплектность, объяснила министр просвещения Ольга Васильева. Есть пример из Бурятии, где в посёлке Ардасан в школу ходит одна 10-летняя девочка, с которой занимается один учитель. Её не закрывают. Но на признание общеобразовательного учреждения малокомплектным влияет не только численность обучающихся, а еще и удаленность от ближайшей школы.

В качестве решения проблемы ветхого фонда российских учреждений общего образования министр Васильева предлагает закрыть все старые школы и начать строить новые по усовершенствованным проектам пятиэтажных зданий. В Красноярске и Саратове уже появились первые “ласточки”, вмещающие по 1200-2300 тыс. учеников. Это огромные агломерации со всем необходимым. Единственное, чем могут быть недовольны родители — удаленность новой продвинутой школы от дома. Министр просвещения Ольга Васильева  допускает, что и при создании современных больших школ могут встречаться недовольные, которым придется до них добираться.    

Одновременно это нивелирует проблему третьих смен, которая до сих пор актуальна, особенно в Бурятии и Чечне. Также ситуация со скрытой третьей сменой обучения наблюдается  в городах с точечной застройкой. К примеру, в Кирове мать вынуждена забирать из школы подростка, у которого уроки заканчиваются в 19:40 местного времени. Формально ученик занимается со второй смены, но по факту приходит домой поздно вечером, а ложится в час ночи — когда успевает сделать все домашние задания. Ни о каком качестве образования здесь речь не идёт. Васильева понимает: “Если мы хотим говорить о качестве, то третьей смены быть не должно”. Министр обещает в рамках нацпроекта “Образование” полностью убрать из расписания российских школ третью смену к концу 2021 года.