По итогам января-сентября 2019 года доля медикаментов в упаковках российского производства выросла до 61,5%, или до 31% в рублях. Тренд на расширение присутствия отечественной фармы на полках российских аптек продолжается с 2012 года — за семь лет показатель вырос на 7,7%. Однако если посмотреть на реализацию упаковок, то ситуация кажется уже менее успешной — плюс 2,3% с 2012 года. Изменение в структуре предпочтений по ценовым сегментам происходит за счет снижения потребления дешевых российских препаратов, считают аналитики DSM Group.

Сейчас импортное лекарство в среднем в 3,5 раза дороже отечественного. Тем не менее, цены на медикаменты растут по обеим категориям. К сентябрю средневзвешенная стоимость отечественных препаратов выросла на 5,9%, импортных — на 4,6%. За год структура рынка изменилась в пользу «высокого» ценового сегмента. Дешёвые лекарства вымываются из аптечного ассортимента, и потребители вынуждены переходить на более дорогостоящие средства. С 2012 года доля препаратов стоимостью свыше 500 рублей выросла до 42,8% в рублях, по упаковкам — дорогих медикаментов стало вдвое больше (!). К ноябрю, вопреки спаду продаж готовых лекарственных средств на 0,8% по сравнению с прошлым годом, выручка в рублях выросла на 5,2%. Такой перекос рынка не в пользу потребителя приводит к ограничению доступных  препаратов, что становится новой задачей для регулятора и власти.

Системный способ обеспечить россиянам доступ к медикаментам — расширение перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В 2020 году правительство добавило в этот список 23 наименования, поэтому с 1 января по 758 важным медикаментам будет осуществляться особенный контроль. Это значит, что цены и наценки на них ограничиваются. Закупка лекарств из этого списка станет для региональных бюджетов на 30-60% дешевле, отмечают фармацевты.

В этот список вошло 7 противоопухолевых препаратов, которые относятся к дорогостоящим. 150  наименований лекарств или 19,7% перечня — импорт. Без поддержки государства их закупка была бы разорительной для региональных бюджетов. Надо отдать должное Минздраву, который с 2012 года смог расширить перечень ЖНВЛП на 191 наименование. При экономичном подходе Минфина к финансированию здравоохранения это расширение можно смело считать достижением.  Внесение лекарственных средств в перечень ЖНВЛП гарантирует россиянину бесплатное обеспечение ими при оказании медицинской помощи в условиях стационара и при скорой помощи.

Дешевые препараты из перечня ЖНВЛП уходят из аптек, потому что из-за запрета на рост цен их производство оказывается экономически невыгодным. Если лекарство отечественное, то его снимают с производства. Если импортное — аптеки распродают остатки и перестают его завозить. К сентябрю доля лекарств стоимостью до 50 рублей сократилась до 4,4%, а  препаратов до 150 рублей за упаковку снизилось до 11,1%. В ближайшую трехлетку кардинальных изменений динамики не ожидается, поэтому дешевые препараты могут в скором времени покинуть полки российских аптек. Однако к ответственности аптекарей можно будет привлечь только тогда, когда из их заведений полностью исчезнут медикаменты так называемого минимального ассортимента. Аптека несет ответственность за их наличие, причем независимо от того, есть ли они у поставщиков или нет.

Даже если производители больше не выпускают лекарства из аптечного минимума, аптеки обязаны их иметь. Поэтому они всегда оставляют одну упаковку препарата на случай проверки. Однако до покупателя эта упаковка не дойдет, потому что аптекари опасаются и дальнейших проверок. Но это касается небольшого перечня лекарств, объясняет представитель аптечных сетей Ивановской области Александр Лазарев. За 25 лет работы в фармацевтическом бизнесе он разобрался в особенностях формирования цен на медикаменты.

Если препараты из перечня ЖНВЛП есть у поставщиков, то в продаже они есть всегда, как правило. Если конкретного лекарства нет нигде — его либо не производят, либо не ввозят на территорию России. Никто ответственность за это не несет. Но происходит так зачастую из-за нежелания государства регистрировать на этот препарат ту цену, какую хочет за него получать производитель. По цене, которую позволяет назначить государство, некоторым производителям не выгодно выпускать товар. Реестровые цены на многие ЖНВЛП с 2014 года почти не растут. А субстанции, из которых делают лекарства, почти на 100% импортные. Но некоторые фармкомпании когда-то смогли зарегистрировать очень высокую цену —  намного выше той, по которой препарат отпускается дистрибьюторам. И пользуются этим, когда у их конкурентов пропадает какой-то препарат. Обычно у таких производителей система контроля работает настолько четко, что тут же поднимает цену на препарат, отсутствующий у конкурентов. Аптекам приходится брать данный препарат по завышенной цене, т.к. его в другом месте не достать. Разница в цене при таких случаях обычно измеряется в 10-20%, не больше.

—  Александр Лазарев, эксперт в фармацевтическом бизнесе, представитель небольших аптечных сетей Ивановской области

В 4 раза может отличаться цена на одинаковые препараты у разных производителей, которым по каким-то причинам удается зарегистрировать разную стоимость. В десятки раз отличаться могут лекарства с разными названиями, но одним действующим веществом, объясняет эксперт. Например, спазмолитики дротаверин и Но-шпа.

Неприятно видеть ценовую разницу на лекарства в разрезе стран. К примеру, произведенный в Дании антидепрессант  Ципралекс в Турции отпускают в 10 раз дешевле, чем это обходится россиянам. 28 таблеток препарата в российской аптеке стоят до 2200 рублей, когда турки покупают их за  200-300 рублей. Это слишком несправедливо по отношению к больным, которым Ципралекс продолжают выписывать.