Что произошло?

При покупке автомобиля его новый владелец получает комплект документов: паспорт транспортного средства, сервисную книжку и руководство по эксплуатации. С 31 марта 2020 года к ним добавится «этикетка энергоэффективности».

  • В документе напишут, сколько углекислого газа выделяет автомобиль; сколько он расходует бензина, дизельного топлива, нефтяного или природного газа на 100 км движения. Если это электромобиль – сколько он потребляет энергии и какой у него запас хода.
  • Этикетку энергоэффективности приложат к документам при продаже и демонстрации машины.
  • Документ получат легковые и грузовые автомобили массой до 3,5 т.

Для кого это важно?

Для жителей страны – они смогут получить больше информации об экологичности автомобилей.

Для экологов – им будет проще отслеживать выбросы углекислого газа в атмосферу.

Почему это важно?

  • Автомобили, сжигающие бензин или дизельное топливо, выбрасывают в атмосферу токсичные газы и сажу. Выхлоп машины состоит в основном из NOx (оксиды азота), PM (твердые частицы) и СО (оксиды углерода). Особенно загрязняют воздух грузовики и автобусы. Поэтому большая часть выбросов оседает в городах. А накопление СО2 в верхних слоях атмосферы усиливает парниковый эффект, который изменяет климат планеты.
  • Из-за вредных выбросов многие страны разработали экологические стандарты для автомобилей и бензина – «Евро-1», «Евро-2» и так далее, максимум «Евро-6». Чем выше номер стандарта, тем меньше вредных веществ содержится в выхлопных газах.
  • Принятому в России стандарту «Евро-5» соответствуют 16% легковушек в стране. В мегаполисах их больше: 35% в Москве и 30% – в Санкт-Петербурге. 28% машин соответствуют «Евро-4». Почти 30% (13–14 млн автомобилей) не отвечают даже нормам «Евро-2».

Что будет дальше?

Экологические нормы для автомобилей будут ужесточаться.

  • С 21 декабря 2019 года для грузовиков и легковушек введут экологический класс «Евро-6». Норма выбросов СО2 составит не более 130 граммов на километр пути, а оксида азота (NOx) – 0,08 грамма.
  • МВД, Минтранс, Минпромторг и Минприроды готовят проект «чистых зон». В российских городах могут появиться территории, куда нельзя въезжать машинам ниже «Евро-3» или «Евро-4». Ими станут исторические центры городов, жилые массивы, зоны парков и водоёмов.