ТРЕТЬЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА

19 сентября 2019 года в Шереметьево состоялось торжественное ее открытие. «Это долгожданное событие для всего Московского авиаузла», – сказал министр транспорта РФ Евгений Дитрих, приехавший на открытие ВПП. 

Событие и в самом деле долгожданное, ведь от принятия решения о строительстве ВПП до ее окончания  прошло долгих 10 лет. Хронология строительства тянет на целый детективный роман. Судите сами.   

Сдача объекта была запланирована на лето 2015 года. Первоначальный бюджет проекта составлял 22,5 млрд рублей и еще около 6 млрд было выделено на выкуп земель под полосу. Началось строительство в 2012 году. После того как на месте будущей полосы были обнаружены неучтенные объекты, в том числе газопровод, срок окончания строительства был перенесен на 2017 год. 

В 2015 году случились разногласия между Росавиацией и подрядчиком. Затем обещали открыть полосу к чемпионату мира по футболу-2018, однако готова она была лишь на 15%, и запуск был перенесен на сентябрь 2018 года. За это время общая стоимость проекта выросла до 55,7 млрд рублей. Намеченная на 1 сентября сдача объекта в очередной раз не состоялось. 

Об открытии третьей ВПП председатель совета директоров аэропорта Шереметьево Александр Пономаренко сказал: "Ее ввод в эксплуатацию создает благоприятные условия для достижения стратегической цели – войти в ТОП-10 крупнейших аэропортов мира с пропускной способностью 100 миллионов пассажиров в год".

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ

Но не все последствия проведения строительных работ можно отнести к «благоприятным». По окончании строительных работ в Шереметьево можно было наблюдать даже не лужи, а целые озерки. А ведь не зря многие птицы называются «водоплавающими», и вода притягивает их стаи не хуже свалки.

Однако надзорный орган, выдававший разрешительные бумаги, не задумался о последствиях образовавшихся оврагов. Никто даже не озадачился мыслью, а не заселятся ли эти озерки утками и, особенно, стаями чаек?  А зря! Не ровен час, и под колесами авиалайнеров можно будет увидеть не только чаек, но и более редких и опасных представителей нашей флоры.  

И пассажиров, спускающихся с трапа, будут встречать аллигаторы с раскрытой пастью. Тем более один из представителей опасных рептилий уже был замечен на дороге в Подмосковье. Да и водоемы на территории аэродрома куда больше подходят крокодилам нежели проезжая часть.  

Между тем, после обильных ливней лужи наблюдаются и на взлетно-посадочных полосах, что сильно затрудняет движение самолетов при взлете и посадке, а также может создавать аварийную ситуацию. Учитывая состояние полос в аэропорту Шереметьево, российским авиаконструкторам давно пора задуматься о разработке новой серии самолетов для авиакомпаний, базирующихся в аэропорту Шереметьево – «водоплавающих авиалайнеров». Возможно на этот раз, и зарубежные авиакомпании, вынужденные совершать перелеты в «лучший аэропорт Европы», заинтересуется новым «чудом» российского авиапрома.

«НЕВИДИМЫЕ» ДЕРЕВНИ

Однако, как выяснилось, достигая стратегической цели и решая амбициозные задачи, руководство аэропорта Шереметьево похоже не принимало в расчет интересы огромного количества людей. 

Вопиющий факт бездушия налицо: к открытию ВПП расселили не всех жителей деревень Перепечино и Дубровки, находящихся на приаэродромной территории, а лишь те дома, которые находились на месте будущей полосы. Про еще 107 домов просто забыли. Семь лет люди реально жили на стройке. По мнению жителей, условия жизни в деревне были невыносимыми.  

Начальнички  аэропорта Шереметьево подчеркивают, что не несут ответственности за расселение жителей: "Имеется распоряжение суда, возлагающее на Росавиацию обязанность по сносу домов".

Несмотря на то, что проект ВПП оказался таким долгостроем, к открытию люди так и не были расселены из санитарно-защитной зоны, в которой с юридической точки зрения, по словам самих же чиновников, находиться не могут. Сейчас официальные лица говорят о том, что выкуп земельных участков и построек завершится в 2020 году. Жители беспокоятся, что их снова ущемят в правах: дадут на переселение слишком мало времени, заплатят меньше настоящей стоимости их имущества. А для кого-то их дом бесценен… 

ЗАЛОЖНИКИ ТРЕТЬЕЙ ПОЛОСЫ

С апреля 2019 года, еще до открытия новой ВПП, жители столичных районов Митино, Северное Тушино и подмосковных городов Сходня, Красногорск, Долгопрудный и Мытищи жалуются на постоянный гул самолетов. Проблема возникла из-за того, что лайнеры начали взлетать и разворачиваться по новой траектории в соответствии со схемами, разработанными для увеличения числа взлетно-посадочных операций при открытии третьей полосы.  

Жители районов Митино обращались к муниципальным депутатам, однако те сетуют на свое бессилие. Жалобы направляли в Роспотребнадзор, Росавиацию и Шереметьево, правительство Москвы, Генеральную прокуратуру, губернатору Московской области. Но на все жалобы и запросы люди получают лишь отписки.

Доведенные до отчаяния они записали видеообращение к главе правительства России Дмитрию Медведеву: "Мы за развитие авиации, но то, как бесчеловечно был проложен этот маршрут, мы можем сравнить только с геноцидом нашего населения".

Но если над районами Митино высота пролета самолетов составляет от 1000 до 2500 метров, то воздушный коридор над Лобней проходит на высоте 400-500 метров. Глиссада (траектория, по которой самолет садится на полосу) ВПП-3 проходит над многоквартирными жилыми домами, детским садом, школой, колледжем.

Низкочастотный гул, свист и грохот стали постоянным звуковым фоном для жителей города. Реакция жителей Лобни на эти безобразия сродни крику о помощи:   "Всю жизнь живу в Лобне, самолеты летали всегда и все к ним привыкли. Но сейчас стало просто невыносимо! Самолеты летят над домами каждые две минуты. Ощущение, что мы все теперь живем на 3-й ВПП. Это ужасно!!!" 

Люди пишут о превышении уровня шума в квартирах и на улице. Жалобы и обращения не приносят никакого результата. Вот один из примеров: "Я обращалась с жалобой в Роспотребнадзор  и там прямым текстом говорят, что знают о превышениях норм по шуму в Лобне. Та же ситуация в Сходне, Зеленограде, Красногорске и других населённых пунктах около Шереметьево. Они уже судятся.

Было решение суда ограничить полёты в ночное время, но даже это не было соблюдено! Также Роспотребнадзор сообщил, что судиться бесполезно, потому что ВПП-3 была согласована через все инстанции и введена в эксплуатацию официально!" 

Люди ходят по замкнутому кругу обращений, отписок, переадресаций в другие ведомства. Однако там получают новые отписки. 

ЗАМКНУТАЯ ПОЛОСА

Международная ассоциация аэропортов просит правительство освободить операторов аэропортов от обязанности возмещать ущерб владельцам недвижимости на приаэродромных территориях, так как "шум создают воздушные суда, а не аэродром". 

Конечно, полоса не создает шум, а телега не родит жеребенка – это очевидно и авторам пояснительной записки к законопроекту "О внесении изменений в градостроительный кодекс", в которой было сказано, что третью ВПП в Шереметьево не получится ввести в полноценную эксплуатацию из-за ее слишком близкого расположения к населенным пунктам:

"Расположение полосы рядом с крупными населенными пунктами Лобня (5 км), Сходня (3 км), Зеленоград (5 км) не позволит полноценно ее использовать – из-за высоких показателей авиационного шума количество рейсов в ночное время придется ограничить".

Однако вскоре документ был удален из федеральной базы данных проектов нормативных правовых актов. 

В январе 2020 года планируется закрытие на реконструкцию первой ВПП, следовательно, нагрузка на третью возрастет, да и в планах руководства дальнейшее увеличение пропускной способности аэропорта. 

Между тем до конца 2019 года в рамках "регуляторной гильотины" может быть отменено положение об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) – правовое основание учета мнения общества при принятии экологических решений. Даже сейчас, при наличии процедуры ОВОС, компании пользуются пробелами в законах и не всегда проводят общественные слушания или проводят их с известным результатом. "Если отменят ОВОС, то можно и не надеяться на общественные слушания и общественную экологическую экспертизу, " – считают активисты.

Сейчас проект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

Положение об ОВОС указано в перечне отмененных актов федеральных органов исполнительной власти, пункт 38. Остановить принятие этого проекта можно до 4 декабря, участвуя в его обсуждении.