директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков
Среди видов туризма ключевую роль стал играть внутренний туризм как основной источник финансовых поступлений от туристской деятельности. Еще пять лет назад в дальневосточных регионах РФ внутренний туризм был развит слабо, что было связано с несовершенной инфраструктурой отрасли, несоответствием цены на туристские продукты их качеству, а также недостатком квалифицированных кадров. В последнее время особую значимость для данного направления приобрело воздействие внешних факторов, таких как неспокойная геополитическая обстановка в ряде стран, кризисные явления в экономике, запрет выезда россиян на популярные зарубежные курорты. Лидером по развитию туристической области в ДФО, похоже, стала Камчатка, куда турпоток начал расти, а судя по данным соцопросов — хотят поехать миллионы наших сограждан. Об этом «Регионам России» рассказал генеральный директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков.
Согласно данным Всемирной туристской организации, на эту сферу приходится около 10% мирового валового внутреннего продукта или каждое 11-е рабочее место. Туристская отрасль создает эффект развития более чем в тридцати смежных отраслях народного хозяйства. Кроме того, она выступает в качестве способа диверсификации экономики, обусловливая повышение устойчивости социально-экономических систем. Развитие этой сферы так же способствует более эффективному использованию имеющегося у региона потенциала, в частности туристских ресурсов.
В России внутренний туризм, предполагающий перемещения граждан внутри страны, пока развит слабо. Между тем в экономике зарубежных стран он обеспечивает до 80% денежных поступлений в структуре доходов бюджета. Анализ выявил, что новые экономические условия обусловили снижение спроса российских туристов на туры в зарубежные страны. Так, общее число выездных туристских поездок в период с 2015 по 2018 гг. сократилось более чем на 50%. Зато отмечен рост числа россиян, путешествующих внутри страны. Что особенно интересно — растет спрос на освоение пока еще неизвестных массовому туристу направлений, такие как Сибирь, Дальний Восток. Здесь самое желанное и востребованное направление — Камчатка. Посетить "Русскую Исландию" хотели бы миллионы граждан России.
Но что мешает развитию туризма в данном направлении? Есть ряд объективных факторов, связанных с особым статусом территории, откуда еще не в полной мере ушло военное представительство. Это мешает не только передвижению по полуострову, но и созданию инфраструктуры — дорог, отелей, горнолыжных курортов. Однако в последние два года ситуация стала разительно меняться. Если раньше власти топтались на месте, то сегодня уже предпринят ряд решительных шагов. Так, в системе ТОРов появились крупные инвесторы, предполагается строительство горнолыжных курортов на миллиарды рублей (около 40 млрд. рублей — проект парка "Три Вулкана").
Другой проблемой развития внутреннего туризма в регионе является несоответствие инфраструктуры мировым стандартам качества и уровня обслуживания. Так, например, здесь только половина всего дорожного полотна имеет качественное покрытие. Этот факт снижает транспортную доступность внутренних туристов к достопримечательностям региона. Однако и эта проблема начала решаться, в период 2016-2019 гг. реконструированы сотни километров дорог.
То есть сама Камчатка уже становится готовой к встрече более массового туриста, но готов ли он ехать на Камчатку? Наши исследования показывают, что готов. Так, вт уристском спросе за 2018-2019 гг. обозначились новые тенденции, которые проявляются в изменении стереотипов поведения туристов.
В мотивации турпоездок усиливается влияние активных форм отдыха, проявляется спрос на смену впечатлений и экзотику. Что существенно расширяет круг потенциальных потребителей туристских услуг. Новые целевые группы — это одинокие люди и бездетные пары, пожилые люди, работающие женщины. Они обладают финансами для более уникальных туров, чем массовые предложения и готовы осваивать Россию.
Сейчас Центр развития региональной политики (ЦРРП) готовит масштабное всероссийское исследование, которое должно выявить, куда бы россияне хотели поехать отдыхать? И самое главное, если предложить им какие-то уникальные направления, заинтересуют ли они их? Пока рано говорить о результатах, мы еще только анализируем их, но уже можно отметить, что Камчатка в умах россиян занимает особое место. Как минимум на "карте мечты" россиян (карте, куда бы они мечтали поехать хотя бы раз в жизни) это один из немногих регионов Сибири и Дальнего Востока, пользующихся спросом. Входя, как минимум, в двадцатку самых популярных регионов РФ, по некоторым показателям Камчатка оказывается безусловным лидером, входя в тройку самых желанных территорий для любителей природы и экзотики.
Так что уже сейчас можно зафиксировать, что у Камчатки — колоссальный туристический потенциал, который она уже начала реализовывать. После того, как в регионе появится один (а может быть и два) пятизвездочных отеля, популярность направления сильно возрастет. Во-первых, то бы направление стало массовым, его сначала должны освоить ("протоптать дорожку") более состоятельные туристы, которые могут позволить себе и перемещение на вертолете, и поездку на индивидуальном транспорте, и длительный дорогой перелет. Однако их удельная масса в итоге снижает общую сумму затрат (за счет роста объемов) и в конечном итоге приводит к росту более доступных предложений, сначала для миддл-класса, а затем и для более массовой аудитории.
Можно сделать вывод, что сфера внутреннего туризма — одна из самых перспективных в России. В ближайшие годы рост доходности в этой отрасли может составить более 100% по отношению к существующему положению вещей. Поэтому и инвестиционная привлекательность у регионов с широким туристическим потенциалом, намного выше. Не зря Камчатка входит в ТОП-30 АСИ (Агентство развития стратегических инициатив) в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. Полагаю, что именно туризм позволяет привлечь в регион крупных инвесторов.