Как уже неоднократно отмечалось в прессе, аргументы ЦБ, мягко говоря, неубедительны. Если основной из доводов отзыва – так и не доказанная прямая связь Банка с инвестиционной онлайн-площадкой ООО «Золотой Запас». Притом, что ряд крупнейших банков успешно и безнаказанно использует данный вид деятельности аффилированно со своими, по сути, такими же площадками: Альфа-Банк, МодульБанк. И уже понятно, что дело не в нарушениях как таковых, а в многолетнем неуклонном курсе ЦБ на оздоровление (укрупнение) банковского сектора.

Статистика по годам об отзывах лицензии ЦБ впечатляет. Например, последние три года:

2016 – отозваны лицензии у 97 кредитных организаций (93 у банков и 4 у небанковских кредитных организаций);
2017 – отозваны лицензии у 51 кредитной организации (47 у банков и 4 у небанковских кредитных организаций);
2018 – отозваны лицензии у 66 кредитных организаций (63 у банков и 3 у небанковских кредитных организаций).

В республике Башкирия чистка идет давно – с 1994 года. По ее итогам, были ликвидированы 27 банков, у пяти кредитных организаций отозвали лицензию. На 1 января 2016 года, когда в регионе работали шесть башкирских банков: Социнвестбанк, Промтрансбанк, Соцкредитбанк, Уралкапиталбанк, Башпромбанк и Роскомснаббанк, их доля в кредитовании уже не превышала 10%. Сейчас региональную банковскую систему представляет один Промтрансбанк. И его доля в кредитах компаниям и населению, по состоянию на 1 июля 2019 года, составила 0,6%. За три с половиной года цифра доли кредитования бизнеса и населения уменьшилась более чем в 16 раз.

Если брать данные за год, по состоянию на 1 октября 2019 года, то совокупные активы банков, зарегистрированных на территории Башкирии, составили 11 миллиардов рублей против 95,3 миллиарда на 1 октября прошлого года. То есть за время, когда на рынке остался один Промтрансбанк, активы банковской системы Башкирии сократились в 8,6 раза.

Объем депозитов юридических лиц уменьшился с 9,6 миллиардов до 25 миллионов рублей (то есть в 384 раза!), вклады физических лиц сократились с 29,5 до 5,4 миллиардов рублей. Портфель ценных бумаг региональной банковской системы сократился в 2,7 раза, совокупный кредитный портфель – в 8,2 раза. Кредитование юридических лиц упало с 22,8 миллиардов до 690,7 миллионов рублей (в 33 раза), физических лиц – почти в два раза.

И это называется оздоровление? Или для ЦБ, как главного оздоровителя системы, банковские показатели, это своего рода язвы: если они меньше – то дышать сразу легче? Иначе, в чем здесь оздоровление, непонятно.

Если это были явные показатели «оздоровления», то как насчет косвенных?
В большей или меньшей степени, региональный банк – это кредитование с полным обслуживанием представителей местного бизнеса: малого, среднего, не говоря уже о крупном. А значит, курс, взятый ЦБ на оздоровление банковского сектора, должен повлечь оздоровление местного бизнеса тоже.

Посмотрим анализ исполнения регионального бюджета Башкирии по динамике его доходной части по сравнению с прошлым годом: с 1 июля 2018 года на 1 июля 2019 года. В этом году резкое снижение налоговых и неналоговых доходов составило 14,9 процентов, а снижение в целом доходной части бюджета – 10,1 процента. По доходам в бюджет Башкирия занимает предпоследнее место.

То есть, оздоровлению нет предела. И думается, при обескровленной банковской системе края, это лишь начало его проблем, которые естественно попытаются перекинуть на плечи «нерадивых» банкиров.