Как по нотам

ОБЩЕСТВО Комментировать

Как по нотам

В Экспоцентре при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Ассоциации «Мир-Мио» проходит форум специалистов художественного образования "Достояние России. Искусство и культура детям".  В рамках Форума прошёл круглый стол «Образование в сфере искусств: музыка»,  ставший уникальной площадкой для профессионального развития музыкальных педагогов нашей страны. О креативной индустрии поговорили ведущие эксперты отрасли.

«Без музыки жизнь была бы ошибкой».
/Фридрих Ницше/

Модератором круглого стола выступила исполнительный директор издательского дома «Музыка», «П. Юргенсон», Анна Сафонова, которая заверила участников, что «Музыкальное образование сегодня в надёжных руках». Педагоги-музыканты имели возможность собраться вместе, чтобы послушать экспертов, поднять актуальные вопросы отрасли, обсудить перспективы и представления о музыкальном образовании, дать корректную оценку текущим процессам, связанным с преподаванием и изучением музыки, сформулировать общее мнение о том, как должно выглядеть музыкальное образование,  какая реконструкция преподавания и обучения музыке должна быть предпринята в XXI веке.

«Музыка облагораживает нравы»,  считал Аристотель, а британский эссеист Уолтер Патер говорил: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой». Давно известно и о целебных свойствах этого «лучшего вида искусства», по мнению Льва Толстого, и то, что у играющих на музыкальных инструментах, а не просто слушающих музыку, выше IQ, они успешнее в тестах и показывают лучшие результаты в чтении, грамоте, счёте. Прививать музыкальный вкус, расширять музыкальный кругозор необходимо с раннего детства – это уже аксиома. Использует ли сегодня система образования весь потенциал, который предоставляет музыка для обучения и воспитания? Задачи национальных проектов предусматривают развитие школьных хоров и духовых оркестров – готовы ли к этому школы? Как должны меняться школы искусств и музыкальные школы? Как прорыв высоких технологий вносит корректировки в образовательный  процесс ДШИ (детских школ искусств)? Что такое инновационный инструментарий педагога-музыканта? Специалисты и эксперты обсудили развитие soft skills средствами музыкального искусства.

На сегодняшний день:

  • Около 5000 школ
  • Более 1,6 млн. обучающихся
  • Около 70 000 преподавателей 

Музыкальные инструменты российского производства оценила заместитель министра культуры Российской Федерации Ольга Ярилова, отметив, что у производственников отечественных инструментов действительно большие перспективы и что они могут рассчитывать на государственную поддержку.

Приглашёнными спикерами стали Ольга Гребнева, начальник отдела индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования Департамента развития социально-значимых товаров Министерства промышленности и торговли РФ; Максим Гузинин, директор Ассоциации участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов и оборудования «МИР-МИО»; Мария Маслова, директор Федерального ресурсного методического центра развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат культурологии; Екатерина Лозбенёва, замдиректора Федерального ресурсного методического центра развития образования в сфере культуры и искусства; Брызгалов Михаил, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество» им. В. М. Халилова, генеральный директор Российского национального музея музыки,  лауреат премии Правительства РФ в области культуры, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Лариса Алексеева, доктор педагогических наук, доцент, зам. директора по научной работе ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Марк Зильберквит, гендиректор Издательского дома «Музыка» — «П. Юргенсон», президент Международного благотворительного фонда П. И.Чайковского; Анна Королева, кандидат искусствоведения, заместитель главного редактора изд-ва «Музыка», руководитель электронных образовательных проектов, эксперт Рособрнадзора, Надежда Аверина, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения, профессор, почётный деятель искусств г. Москвы, директор ДМХШ «Весна» им. А. С. Пономарёва, художественный руководитель и дирижёр Детского хора «Весна» им. А. С. Пономарёва. Дмитрий Шмидт, начальник отдела образовательной, творческой и проектной деятельности Департамента науки и образования Министерства культуры РФ.

Мария Маслова, директор Федерального ресурсного методического центра развития образования в сфере культуры и искусства, говорила о государственной политике, которая реализуется в отношении детских школ искусств: «ДШИ является первой ступенью нашей уникальной трёхуровневой системы образования в области культуры и искусства. Все мы прекрасно знаем, что подготовка достойного музыканта занимает 10-15 лет. Сохранение  и развитие этой системы является одной из приоритетных задач государственной и культурной политики России. Ступень эта самая многочисленная, и проблем, соответственно, здесь больше всего. Я бы хотела остановиться на основных проблемах: слабая материально-техническая база ДШИ – по данным нашего мониторинга, изношенность музыкальных инструментов сейчас составляет 70-80%. 17% зданий находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. Ещё одна существенная проблема – недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами. Даже в Москве существует потребность в преподавателях музыкально-теоретических дисциплин, что уж говорить о малых городах!»

Мария Маслова поделилась с коллегами и слушателями, какие усилия были предприняты государством для решения данных проблем: «В апреле 2019 года Министерством культуры России была сформирована рабочая группа по вопросам развития деятельности ДШИ, в состав которой вошли известные деятели искусств, представители комитета Госдумы, департамент науки и образования. Цели и задачи этой рабочей группы и созданного при ней экспертного совета – анализ и обсуждение актуальных проблем развития детских школ искусств, выработка предложений по сохранению и возможному расширению сети и совершенствованию образовательного процесса и систем управления».

Эксперты говорили о качестве и эффективности подготовки профессиональных кадров, обсудили 2 масштабных проекта в рамках Нацпроекта «Культура»,  реализация которых началась в 2019 году. О фантастических результатах Нацпроекта «Культура» рассказала и начальник отдела индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования Департамента развития социально-значимых товаров Минпромторга России Ольга Гребнева:   «25 лет темой производства музыкальных инструментов никто не занимался. Сейчас нам действительно есть чем гордиться».

Эксперты рассказали о федеральном проекте «Творческие люди», о центрах непрерывного образования и повышения квалификации, показавших впечатляющие результаты в уходящем году. Вот некоторые цифры: в Российской Академии музыки им. Гнесиных и во ВГИКе по 12,5 тысяч слушателей, в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой – 10 тысяч, аналогично в ГИТИСе и Дальневосточном институте искусств. Рекордсменами стали Санкт-Петербургский институт культуры и Краснодарский институт культуры, собравшие по 17 тысяч слушателей.

Коллегу поддержал директор Ассоциации участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов и оборудования Максим Гузинин: «В нашу Ассоциацию входит более 40 представителей музыкальной индустрии. Спрос на такие позиции номенклатуры музыкальных инструментов, как пианино, духовые, народные инструменты, создаётся в основном структурой музыкального образования. Для нашей ассоциации развитие музыкального образования является одной из важнейших тем. В России сейчас производится практически вся линейка музыкальных инструментов. Исключением может быть изготовление профессиональных инструментов высочайшего уровня для ведущих оркестров, а также у нас ещё не производятся концертные рояли. При этом производственные возможности организации удовлетворяют требованиям Нацпроекта. Нацпроект в этом году явился драйвером для производителей. Мы проводили опрос среди входящих в ассоциацию предприятий – рост производства увеличен в полтора-два раза. В целом проект значительно повлиял на отрасль».

Доктор педагогических наук, заместитель директора по научной работе института художественного образования и культурологии Лариса Алексеева подняла тему важности формирования личности ребёнка через музыку: «Воспитание молодого поколения с помощью музыкального искусства, формирование творческой личности, развитие потребности эстетического суждения, обогащение знаний через интонационный словарь эпохи (Б.В. Астафьев), формирование музыкального вкуса и музыкального кругозора. Наконец, «прекрасное побеждает доброе». Это основная идея воспитания музыкального искусства Д.Б. Кабалевского. Это уже традиция – когда мы с помощью прекрасной музыки можем воздействовать на развитие наших детей».

Отрадно, что в XXI веке, веке гаджетов и скоростей, нам всё-таки удаётся сохранять традиции музыкального воспитания, которые проповедовал ещё  Василий Александрович Сухомлинский, педагог-новатор: «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

Дмитрий Киселев

Arctic™
  • Верите ли вы, что в ближайшие 5 лет в России могут произойти позитивные изменения а жизнь людей улучшится?

    Всего проголосовало: 173

    Смотреть все опросы

ОБЩЕСТВО

Урок религии для начальной школы. Минпросвещения передумало убирать «основы православия»
В России запретят выбрасывать батарейки. Их придётся утилизировать и перерабатывать
Высокая зарплата и хороший соцпакет. Forbes назвал лучших работодателей в России
Сталкеров накажут! Что? В России слежка за людьми окажется вне закона
В России могут сократить время продажи спиртного. Какие еще «алкогольные» запреты существуют? И помогают ли они?
Мединский о том, кого можно считать «культурным человеком», а кого «мразью конченой»
Делить имущество при разводе станет проще? Как депутаты хотят облегчить неприятное дело
Налоговики хотят забирать подарки у детей за долги родителей. Раньше такого не случалось никогда. Что изменилось?
Мигрантам станет сложнее устроиться на работу. В России появятся списки запрещённых профессий для иностранцев?
Россия шишкует! Что происходит? Кедровые орехи из Сибири захватили мир
Еще ОБЩЕСТВО
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.