Эффективное управление в России — недостижимая мечта? Главный редактор «Регионов России» о гражданском обществе и политической стабильности

О том, что проблемы в российской экономике возникают из-за неэффективного управления стали открыто говорить сравнительно недавно. Сначала осторожно и с оглядкой, затем – более уверенно и уже с высоких трибун. На последнем Форуме стратегов, проходившем в конце октября в Питере, такой подход стал главенствующим. О разных аспектах неэффективности спорили министр экономического развития Максим Орешкин и глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

Максим Орешкин и Алексей Кудрин

И один и другой полагают, что надо совершенствовать систему управления используя информационные технологии и  через внедрение проектного подхода. Представители же регионов в кулуарах признавались, что зачастую эти самые проекты (в том числе- национальные) нередко выходят им боком, совершенно не учитывая специфику конкретного субъекта. А электронные системы управления виснут и постоянно дают сбои.

В общем то, все власти предержащие искренне, наверное, пытаются найти ответ на вопрос – как сделать управление в России эффективным. Таких, кто говорит красивые слова с трибун, а в закулисье потирают руки и радуются что ситуация особо не меняется, мало.

Однако, многие в этой самой власти прекрасно понимают – они не могут найти ответы на все вопросы. Нельзя самому придумать проект, самому его реализовать и самому же проконтролировать исполнение. Система будет порочной. Это аксиома.

В споре об эффективности всё время забывают о тех, ради кого в общем-то это все делается (или должно делаться) – о людях. Они, кстати, имеют свои представления о потребностях, и о том, как власть должна их удовлетворять. Но кого это волнует?

А те, кто находятся у власти далеко не боги и часто сами подвержены страстям и корысти. Без должного контроля со стороны общества они закономерно идут во все тяжкие.

Вот и получается: центр не доверяет регионам, не даёт им деньги на развитие – "разворуют". А регионы не хотят плыть в русле “эффективного управления”, потому что нет денег (а самое главное самостоятельности).

Глава Счётной палаты Алексей Кудрин отвечает на вопрос главного редактора «Регионов России» Ольги Чернокоз

Например тот же Алексей Кудрин давно продвигает идею создания макрорегионов – то есть объединения нескольких субъектов федерации в крупные центры. По сути, агломерации вокруг мега-городов (Екатеринбург, Новосибирск, Казань, и т.д.). По его мнению, это повысит эффективность управления, приблизит власть к "земле" и сделает такие центры драйверами развития экономики.

Идея в общем-то отличная. Действительно, с затуханием федерализма в 2000-х годах произошла резкая централизация и деградация на местах. У региональной власти нет стимулов для развития территорий (часто субъекты возглавляют “губернаторы-парашютисты”), да и возможностей тоже.

Расширение полномочий регионов в рамках макростратегии, даже в экономической сфере, может дать толчок к развитию. Но во-первых, этого не случиться, слишком силен еще, у центральной власти, страх перед сепаратизмом 90-х, а во-вторых, даже если вдруг макрорегионам развязали бы экономические путы, при нынешней системе координат она быстро выродилась в ту же, неэффективную систему, но уже на уровне макрорегионов. Потому что власть, которая не имеет обратной связи с обществом и не контролируется им, никогда не будет эффективна в долгосрочной перспективе.

Главный редактор «Регионов России» Ольга Чернокоз на Форуме стратегов

Однако, понимая всё это, участники Форума стратегов этого аспекта практически не затрагивали. Только не связанные российской действительностью спикеры из европейских стран, рассказывая об успешном опыте управления в своих государствах, обязательно упоминали о тесном контакте с гражданами при принятии решений.

В России же для реального, а не формального вовлечения общества в управление необходимо политическое решение на самом высоком уровне. Это не опросы общественного мнения и не прямые линии с народом. Нужны глобальные изменения, перестройка всей системы управления – включая судебную, избирательную, налоговую подсистемы. Надо поменять восприятие властью общества. Люди – это не объект для манипуляций, а равный партнер, чье мнение – обязательно. За таким подходом будущее политической стабильности. Но пока об этом мы можем лишь мечтать, также как и об эффективном управлении.

Фото: Форум стратегов