Деньги засосало в синематограф. Счётная палата увидела, как исчезает российский бюджет, потраченный на кино

Что произошло?

Счётная палата раскритиковала Минкультуры и Фонд кино за то, как они тратят государственные деньги.

  • Ежегодно Минкультуры и Фонд кино выбирают фильмы для господдержки. Деньги им могут давать с условием возврата или безвозмездно.
  • Минкульт даёт деньги на дебютное и авторское кино. Фонд кино – на коммерческие картины для массового зрителя.
  • Минкультуры может оплатить не более 75% бюджета картины, Фонд кино обычно закрывает 60–70% расходов на её создание.
  • Чтобы получить госпомощь, создателям фильма нужно подать заявку. Её рассматривают экспертные советы, куда входят члены Минкультуры и киноведы. Они решают, сколько кино получит денег и нужно ли их возвращать.
  • На господдержку ведомства ежегодно расходуют больше 5 млрд рублей. В 2018 году Минкультуры потратило на российские фильмы 4,1 млрд рублей, Фонд кино – 3,5 млрд руб. В 2019 году – 197 млн и 4 млрд рублей.

Что не устраивает Счётную палату?

  1. Фильмы для господдержки могли выбрать те, кто их делал. В 2017–2019 годах в экспертных советах были люди, которые одновременно хотели получить господдержку фильма. Этим картинам впоследствии дали денег из бюджета. Например, когда экспертами стали члены «Союзмультфильма», фильмы этой студии получили от Минкультуры 230 млн рублей за 2 года. Но проверить, голосовали эксперты за свои проекты или нет, невозможно.
  2. Кассовость фильма не в счёт. Когда эксперты отбирают фильмы для господдержки, они не учитывают, сколько денег собрала в прокате предыдущая лента от этой киностудии и каковы вообще её рейтинги. Поэтому проваливший сборы «Урфин Джюс и деревянные солдаты» получил сиквел.
  3. Господдержка уходит за рубеж. Киностудии после выпуска фильма не отчитываются, как потратили государственные деньги. Счётная палата выяснила, что до 60% от сметной стоимости кинокартин отправились на счёт компаний на Кипре либо в организации в России, где работают 1-9 человек.

Деньги, потраченные на кино, в итоге окупаются?

Обычно нет. В октябре 2019 года Министерство культуры и Фонд кино впервые раскрыли, каким фильмам они давали деньги.

Среди 38 картин, которые с 2015 года получили из бюджета больше 100 млн рублей, оказалось 14 фильмов, которые в прокате собрали даже меньше той суммы, которую им дало государство.

С 2012 по 2017 годы окупились только 19 из 141 кинокартин, которым помогали Минкультуры и Фонд кино, написало издание «Проект».

Топ-5 провальных фильмов, которые оплатила Россия

  • Боевик «Семь пар нечистых» получил от государства 119 млн рублей и собрал меньше 1 млн рублей.
  • Мультфильм «Баба Яга. Начало» получил 138 млн, собрал 1,3 млн.
  • Комедия «Невидимки» получила 107 млн, собрала 20 млн.
  • Комедия «Крымский мост. Сделано с любовью!» получила 100 млн, собрала 70 млн.
  • Фантастический боевик «Рубеж» получил 200 млн, собрал 87 млн.

Самые дорогие фильмы для российского бюджета

  • Исторический фильм «Викинг». Картина получила рекордную для отечественного кино господдержку в 728 млн рублей. «Викинг» собрал в прокате 1,5 млрд рублей. Государству пришлось вернуть всю сумму господдержки в 115 млн рублей.
  • Приключенческая драма «Дуэлянт» получила 450 млн.
  • Фильм-катастрофа «Экипаж» – 442 млн.
  • Спортивная драма «Движение вверх» – 400 млн.
  • Фэнтези-боевик «Легенда о Коловрате» – 350 млн.