Что такое креативное предпринимательство?

На Форуме стратегов в Санкт-Петербурге прошла пленарная сессия «Новая экономика и креативное предпринимательство: регионы в эпоху четвёртой промышленной революции».

Креативное предпринимательство основано на творческих идеях и технологических инновациях. Оно определяет, каким будет постиндустриальное общество, и много значит как для экономики, так и для общества и всей культуры в целом.

  • Эксперты Форума стратегов рассуждали, кто такие предприниматели нового типа и чем бизнес-среда столиц отличается от небольших городов.
  • Один из важных вопросов, что для креативного бизнеса предпочтительнее – глобальные реформы или точечная поддержка проектов.
  • Предприниматели создают «новую экономику», но она должна давать и обратный эффект – увеличивать количество малого и среднего бизнеса, повышать производительность труда и количество рабочих мест.

Почему развитие креативного предпринимательства так важно?

Потому что оно участвует в становлении постсырьевой экономики. Глава Счётной палаты Алексей Кудрин рассказал, что к креативной индустрии относятся отрасли, связанные с искусством, творчеством, предпринимательством, программмированием, модой, визуальными видами продукции – с кино, архитектурой.

«Именно креативная сфера больше всего востребована и быстрее всего растёт. Она определяет, находимся ли мы в постсырьевой экономике. Россия из неё ещё не вышла», – сообщил глава Счётной палаты.

Креативная сфера развивается в основном за счёт малого и среднего бизнеса. По словам Кудрина, его доля в ВВП России – примерно 22%, к 2024 году этот показатель вырасти до 40%. Это необходимо, чтобы экономика могла быть динамичной и появилось много проектов.

«Чтобы экономика быстро росла, важно, чтобы молодые люди хотели открыть бизнес и смело шли в эту сферу. Сейчас только 17% людей видят такую возможность, но только 2% готовы начать своё дело в ближайшее время. Этого недостаточно для динамичного развития страны», – сказал Кудрин.

Глава Счётной палаты перечислил барьеры на пути малого и среднего бизнеса:

  • Развитие МСБ пока не стало идеологией правительства.
  • МСБ почти не получают доступа к финансовым ресурсам, госзаказам и заказам крупных компаний.
  • В России действуют консервативные образовательные программы (в том числе в школах), которые не готовят предпринимателей.
  • В каждом регионе есть до 60 контролирующих органов, перед которыми должны отчитываться малые и средние предприятия.

Как креативная экономика развивается в регионах?

Заместитель председателя правительства Новгородской области Евгений Богданов рассказал об этом на примере Новгородской области, где работает региональный фонд развития креативной экономики.

«Мы идём по пути поддержки креативных индустрий, потому что население области убывает на 3,5-5 тыс. человек в год. Здесь достаточно развита промышленность, но не каждый молодой человек хочет работать на заводе. Поэтому нам нужно было создать условия для таких людей», – рассказал Евгений Богданов.

В Новгородской области создали целую экосистему для предпринимателей:

  1. Организовали финансовую поддержку. Фонд выдаёт гранты до 300 тыс. рублей и займы до 1 млн рублей. Это позволило выполнить уже 24 проекта.
  2. В области стали проводить лекции по креативной экономике.

Как крупнейшие компании становятся частью креативной экономики?

Заместитель генерального директора компании «Газпром нефть» Александр Дыбаль признал, что «Газпром нефть» – классическая промышленная корпорация, в основе работы которой лежит добыча и переработка сырья. Однако он заявил, что крупнейшие компании во всём мире постепенно становятся частью креативной экономики.

«Для нас технологичность – это не просто часть бизнеса, это вопрос выживания и конкурентоспособности, – пояснил Дыбаль. – Мы зависим от креативных, активных, неравнодушных к жизни людей. Мы устали ждать, когда государственное образование будет совершенствоваться, поэтому много лет мы инвестируем в образование в каждом крупном городе, где работаем. Мы создаём факультеты, где обучают новым профессиям».

Фото: Форум Стратегов