Из присутствующих только 62 депутата проголосовали против принятия бюджета в таком виде. Среди несогласных оказалась фракция “Справедливая Россия”, выступившая со своим альтернативным проектом бюджета. Эсеры нашли способ собрать дополнительные 5 млрд рублей на финансирование здравоохранения и образования.

Фото: ach.gov.ru

Путем введения прогрессивной шкалы НДФЛ, расширения применения налога на роскошь и снижения содержания чиновников и т.д. Член фракции “Справедливая Россия” Александр Ремезков с трибуны заявил, что социальные расходы можно увеличить до 10 трлн рублей при сокращении триллионов стимулирования госслужащих и госкорпораций. Депутат также назвал необоснованным прогноз правительства по постепенному росту доллара к рублю, напротив ожидая укрепления нацвалюты, а вместе с ней и разбалансировки бюджета уже в 2020 году. В целом позиция эсеров по бюджету вышла против обыкновения резко негативной.

Экономика России так и не вышла на траекторию роста, что подтверждает снижение потребительского спроса. Текущий проект бюджета не содержит прорыва и фактически воспроизводит тренд, не позволяющий обеспечить рост качества жизни.

— Александр Ремезков, первый зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция “Справедливая Россия”)  

С критикой, но в своей повестке,  выступал и лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов,  который также остался глубоко не доволен распределением расходов: “Я не знаю, что должно произойти, чтобы вы приняли очевидное решение”. Самым разумным шагом было бы высвобождение большей части резерва — 120 трлн “замороженных” Минфином рублей: “Положите в кубышку те восемь триллионов, которые появятся с нового года, а остальное пустите на развитие производства и на поддержку людей. И тогда ситуация выровняется на глазах!”. На медицину сейчас тратят в 1,5 меньше, чем на чиновников, возмутился Зюганов.

На здравоохранение и образование должно идти минимум 7% расходной части, а в текущем проекте закона опять экономят на населении. В 2020 году на здоровье россиян хотят потратить не больше 0,9% ВВП. Коммунисты также настаивают на утраивании расходов на науку. Все эти замечания “красные” также отразили в своем альтернативном проекте бюджета. Однако их инициатива оказалась за границами коллективного решения.

Глава фракции ЛДПР Владимир Жириновский не то чтобы поддержал, — пригрозил конкурентам из КПРФ ст. 114 Конституции РФ, которая дает право готовить проект бюджета только правительству. Альтернативные варианты основного финансового документа демократ расценил “захватом государственной  власти”. Критика бюджета у лидера сине-желтых свелась  к необходимости противостояния политических сил и выстраивания горизонтали власти: “Все контрольно-надзорные органы должны быть в руках оппозиции”. Из конкретных задач Жириновский акцентировался на транспортной экономике, объяснив, что при хороших дорогах и налаженном авиасообщении у малого бизнеса появится импульс к расширению. А в города придет натуральная сельскохозяйственная продукция от российских фермеров. Продукты на полках станут натуральнее, следовательно, болеть население будет реже.

По факту даже фракция “Единой России” оказалась недовольна документом, подготовленным Минфином. Минуя реверансы в адрес правительства, первый заместитель руководителя фракции в Госдуме Андрей Исаев признался, что единороссы остались довольны далеко не всем. Он же озвучил новые задачи перед бюджетной системой в целом, где на первом месте — эффективное расходование и своевременное доведение федеральных денег до регионов. К августу на дорожное строительство поступило только 40% средств. По некоторым нацпроектам средства доведены менее чем на 10%. “Единая Россия” собирается зафиксировать в законе, чтобы уже до 1 января 2020 года все ведомства выпустили нормативные акты и заключили соглашение с регионами.  

Еще один насущный вопрос — снижение бюджетного разрыва между регионами. Российская действительность такова, что финансовые возможности беднейшего субъекта федерации в 7 раз меньше самой богатой Москвы. Усредненно уровень жизни в стране может втрое отличаться в зависимости от территории. Минфин согласился выделить дополнительные бюджетные дотации 10 экономически слабым регионам на выравнивание возможностей. В список особо нуждающихся вошли Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва, Чувашия, Алтайский край, Курганская и Псковская области. 

Однако на этом же заседании большинство отклонило предложения фракции “Справедливой России” по поводу увеличения федеральной поддержки здравоохранения нуждающихся регионов и предоставления в 2021 году межбюджетных трансфертов на оплату коммунальных услуг. В 36 регионах тяжелая ситуация с коммунальными расходами, помощь в оплате которых укладывается в логику снижения бедности. Но единороссы решили заблокировать дополнительные расходы на социалку. Это уложилось в партийную логику, озвученную членом “Единой России” Андреем Исаевым: “Мы все равно не сможем решить все вопросы, которые ставятся в этом зале”

Кстати, первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов по своим политическим убеждениям тоже “единоросс”. Буквально за день до первого чтения в ночном эфире “Первого канала” он согласился поговорить о проекте бюджета в формате ток-шоу. Только вот интервьюировал его глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Общая партийная принадлежность не помешала все-таки депутату задавать министру неудобные вопросы о низком потребительском спросе и бедности. 

Но и Силуанов не отошел от разговоров о важности поставленных перед страной национальных целей и работе над развитием. Здесь не так важно, что именно глава Минфина говорил. Важен сам факт выведения отчета правительства в публичное поле вне стен российского парламента. Есть надежда, что это приведет к росту персональной ответственности чиновников и ощутимым положительным изменениям в жизни простых россиян. А пока — ждем 19 ноября, когда станет понятно, какие поправки по социальным гарантиям удастся провести оппозиции через стену невозмутимого большинства.

Еще одно доказательство роста ответственности перед населением — осуждение всех депутатов, которые не посчитали нужным прийти на первое чтение законопроекта о бюджете на 2020-2022 гг. Порядка 8% избранных народных представителей не пришли на заседание по принятию главного финансового документа страны. 35 парламентариев решили, что могут пропустить голосование по принятию распределения расходов на ближайшие три года. Возмущение их отсутствием — единственное, что объединило коалиционное большинство с парламентской оппозицией. 

Жириновский предложил ввести ротацию депутатов, чтобы представители регионов в Госдуме не вспоминали о своей политической миссии от выборов к выборам, а постоянно трудились над защитой интересов своих избирателей. Поступило также предложение опубликовать список “прогульщиков” важного для страны заседания. А по итогам первого дня голосования за бюджет спикер Госдумы Вячеслав Володин сказал парламентским журналистам, что не участвующие в голосовании депутаты “сами себя наказали”. Интересно будет узнать, какая расправа ждет не обремененных интересами избирателей политиков.   

Фото: duma.gov.ru