Игорь Васильевич Качурин родился в 1921 году в Москве, в семье потомственных интеллигентов дворянского происхождения. Среди его родственников много ярких личностей. Дедушка Алексей Васильевич Орешников был заведующим отдела нумизматики исторического музея, крупным учёным, автором монографии по нумизматике XVI века. Дядя  Владимир Козьмич Зворыкин — создатель американского телевидения, Федор Антонович Бруни — художник, Борис Константинович Зайцев —  яркий писатель серебряного века,  Николай Джеймсович Колли —  видный архитектор, крупнейший коллекционер.

Пытливость ума, высочайшие знания и яркость личности проявлялись с самого раннего детства. После окончания школы в 1938 году Игорь Васильевич Качурин поступил в историко-архивный институт. В 1941 году,  когда  началась Великая Отечественная война, Игоря Васильевича в числе других студентов направили на дополнительное обучение в системе НКВД.

В 1943 году он был направлен на Курскую дугу, руководить подразделением по борьбе с бандитизмом и детской безнадзорностью. Решение задач по детской безнадзорности свело его с другом В.И. Ленина, Владимиром Дмитриевичем Бонч-Бруевичем. Вклад Игоря Васильевича Качурина в Победу был отмечен государственными наградами.

 «ЗЕЛЕНАЯ ПОЛОСА»

После окончания войны И.В. Качурин окончил институт философии и литературы и поступил на службу в  Академию наук, сотрудничал с Государственным музеем истории религии и атеизма и В.Д.

Вот один из сохранившихся документов.

Бонч-Бруевичем, с которым его связывало знакомство с военных времен. Благодаря их совместной работе удалось спасти огромное количество икон и древних манускриптов, за которыми Игорь  Васильевич ездил по всей стране, включая Ростов.

Активная и плодотворная работа в Академии наук,  а также заместителем директора библиотеки МАРХИ (Московский Архитектурный Институт), позволяла Игорю Васильевичу заниматься исследовательской работой в разных областях.

Будучи полковником Комитета государственной безопасности Игорь Васильевич выполнял самые важные стратегические и государственные задачи, в числе которых было спасение художественных предметов русского авангарда.

Среди друзей Игоря Васильевича был водитель греческого посольства Георгий Дионисович Костаки,  ставший  впоследствии  одним из известнейших коллекционеров в мире. 

 

В 50-е годы Игорь Васильевич подарил Костаки картину «Зеленая полоса» Ольги Розановой, которую в числе других работ он получил от ее гражданского мужа, поэта-художника Алексея Елисеевича Крученых. Эта работа произвела колоссальное впечатление на Георгия Дионисовича,  сформировав в нем крепкое желание стать собирателем авангарда.

Игорь Васильевич курировал, консультировал, просвещал и обучал  Г. Д. Костаки по вопросам создания его коллекции, вплоть до его эмиграции в Грецию. Столь тесное общение сделало их похожими друг на друга, что видно по фотографии с закрытой авангардной выставки, проходившей в 60-е годы в Курчатовском институте.

Выставочная деятельность, в которой принимал участие Игорь Васильевич с 60-х годов, была очень активной.

В 80- годы был организован круг Московских Коллекционеров. Одной из ярчайших выставок,  организованной клубом, была выставка «1000 рисунков, 500 художников»,  составленная вместе с его другом и единомышленником Яковом Евсеевичем Рубинштейном.

Блистательный ум, невероятная широта знаний, колоссальный опыт и искреннее служение своему государству снискали Игорю Васильевичу Качурину признание, уважение и почет при жизни.

Друг семьи библиофила, коллекционера, просветителя, полковника КГБ И.В. Качурина

P.S.  От редакции. Сегодня нездоровая обстановка,  сложившаяся вокруг имени героя войны, инициирована Ростовским музеем.  Не является ли это продуманным вредительством?  Требуется разбирательство  в лабораториях,  занимающихся исследованиями и атрибуциями произведений искусств,  а не экспертами- неискусствоведами, которые, вероятно, намеренно не дают экспертизу предметов из коллекции.

Редакция намерена провести журналистское расследование.