Что произошло?

В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) спрогнозировали, что за 2019 год билеты на самолёты подорожают на 9-10%. В Высшей школе экономики (ВШЭ) и ГосНИИ гражданской авиации оценили рост цен в 8–10%.

В 2018 году убытки российских авиакомпаний составили около 54 млрд рублей. В I квартале 2019 года перевозчики потеряли 45 млрд рублей. Это на 32% больше, чем в I квартале 2018 года.

Цена билета растёт из-за трёх финансовых проблем:

  1. 1/3 стоимости билета составляет авиатопливо. В 2018 году цены на него выросли на 30%. Больше всего за керосин заплатили на Камчатке – 102 099 рублей за тонну, а самым дешёвым керосин оказался в Новосибирске – 33 300 рублей за тонну.
  2. Увеличивается стоимость аэропортового обслуживания самолётов.
  3. Слишком много мест в самолётах не выкупаются.

Что должно помешать ценам взлететь?

  • С 1 октября 2019 года обнулится НДС на внутренние авиаперевозки (в обход Москвы).
  • 1 августа 2019 года вступил в действие демпфер на керосин. Этот механизм позволяет авиакомпании получить компенсацию, если экспортная цена керосина окажется больше, чем 48,3 тыс. рублей за тонну.
  • С 2015 года перевозчикам компенсируют 3 024 рубля за каждую купленную тонну керосина.

Как развивались пассажирские перевозки в России?

В России работают более 30 авиакомпаний. В 2018 году они перевезли около 115 млн пассажиров, в 2012 году – 74 млн пассажиров. В их авиапарке находится 981 самолёт, средний возраст которых – 16,8 лет.

По данным на 2017 год, 99,3% всех перевозок приходилось на 35 авиакомпаний. Самыми крупными компаниями были «Аэрофлот», «Россия», S7, «Уральские авиалинии» и UTair.

  • В 2013 году региональные авиаперевозчики пожаловались правительству на нехватку денег. Им выделили 2,1 млрд рублей субсидий. Однако это не помогло – билеты местных авиалиний стоили в 45 раз дороже, чем аналогичные билеты в США.
  • В октябре 2015 года обанкротилась компания «Трансаэро» – вторая после «Аэрофлота» компания по величине пассажиропотока. Из-за этого на некоторое время возник дефицит самолётов, а перевозить пассажиров «Трансаэро» пришлось другим компаниям.
  • В 2014 году на границе России и Украины сбили малазийский самолёт Boeing 777, в 2015 году произошли две авиакатастрофы с российскими самолётами в Египте и Турции. Россия прекратила авиасообщение со всеми тремя странами, и это ударило по авиаперевозчикам.
  • В 2015 году на 9% выросли цены на керосин, из-за чего на 10% подорожали авиабилеты. Россияне стали реже летать за границу, и российские авиакомпании отказались от десятков непопулярных международных рейсов из регионов, чтобы сократить издержки.
  • В 2015 году Госдума пыталась компенсировать потери и снизила НДС на внутренние авиаперевозки с 18% до 10%.
  • В 2016 году российские пассажирские самолёты снова стали летать в Турцию, после чего «Аэрофлот» снизил тарифы на перевозки.
  • В 2018 году подорожал керосин, из-за чего цены на билеты опять выросли.
  • В 2018 году правительство выделило 9,8 млрд рублей авиакомпаниям на покупку самолётов Superjet.