Что такое беспилотники?

Беспилотный автомобиль – это автомобиль, которому не требуется водитель. Он может:

  • Самостоятельно передвигаться из пункта А в пункт В, выбирая для этого оптимальный маршрут (согласно картам и информации о пробках на дороге).
  • Самостоятельно регулировать скорость, притормаживать на поворотах и ускоряться на прямых участках пути.
  • Находить место для парковки и парковаться.
  • Распознавать другие транспортные средства, дорожные знаки и сигналы светофора.
  • “Видеть” сквозь туман, снег и дождь.

Все это возможно благодаря постоянному сканированию местности, которое производит беспилотник с помощью лазерных радаров, датчиков, камер и высокоточных карт.

Алгоритм работы беспилотника:

  1. С помощью лазерного радара генерируется объемная карта местности, а управляющий компьютер соединяет ее с теми данными, которые содержатся в памяти.
  2. Искусственный интеллект обрабатывает информацию с камер, радаров и сенсоров, чтобы оценить ситуацию на дороге и поведение других водителей.
  3. Компьютер определяет траекторию движения беспилотника, а также оперативно реагирует на ситуацию на дороге – пешеходы, светофоры, погода и так далее.

Что произошло?

Банк UBS провел исследование, чтобы выяснить перспективы беспилотного бизнеса “Яндекса”. По мнению экспертов:

  • Если “Яндекс” начнет коммерческую эксплуатацию беспилотников с 2022-2023 года, выручка компании в первый же год запуска может вырасти как минимум на 170 млн рублей. Как максимум – на 1,4 млрд рублей.
  • Основные пути развития беспилотного бизнеса для “Яндекса” – пассажирские перевозки (такси либо каршеринг) или коммерческие грузоперевозки.
  • Если “Яндекс” выберет развивать пассажирские перевозки, к 2030 году компания будет стоить от 1,5 до 3,1 млрд долларов. А акции подорожают на 5-10%.
  • Если “Яндекс” выберет беспилотные грузоперевозки, то выиграет даже больше. Стоимость компании вырастет до 3,8 – 7,7 млрд долларов, а акции станут дороже на 13-26%.

В целом, по мнению экспертов, к 2030 году объем всего рынка беспилотного транспорта в России составит от 4 до 9,5 млрд долларов (в зависимости от того, будет или не будет запущен проект беспилотных грузоперевозок). “Яндекс” в любом случае может стать монополистом в этой области.

Кто еще в России разрабатывает беспилотники?

Помимо “Яндекса”, разработкой беспилотных автомобилей в России занимается ассоциация по развитию автономного, подключенного и электрического транспорта  “Автонет”. В нее входят “КАМАЗ”, который тоже создал и испытывает собственные прототипы грузовиков-беспилотников, а также институт НАМИ, создавший беспилотный электробус ШАТЛ.

Беспилотный “КАМАЗ” может:

  • распознавать помехи на дороге на расстоянии до 70-100 метров;
  • совершать простые маневры – змейка, поворот и разворот;
  • двигаться в автоколонне;
  • останавливаться перед препятствиями;
  • понимать дорожную разметку и знаки;
  • развивать скорость до 60 км в час.

Беспилотный электробус может:

  • развивать скорость до 110 км в час;
  • “слушаться” пассажиров – останавливаться на остановках по требованию;
  • заряжать мобильные телефоны через USB-порты в салоне.

Что россияне думают о беспилотных авто?

По опросам банка UBS более трети россиян готовы будут воспользоваться беспилотным такси, когда оно появится.

Другие опросы также показывают, что россияне благосклонно относятся к беспилотникам. По данным российской компании-разработчика программного обеспечения Cognitive Technologies, более 56% россиян хотели бы воспользоваться беспилотным автомобилем. Причем наиболее интересно это для водителей младше 35 и старше 50 лет.

Больше всего боятся россияне:

  1. технического сбоя системы (51%);
  2. невозможности повлиять на ситуацию во время автономного движения (29%);
  3. хакерского взлома искусственного интеллекта автомобиля (16%).