Что произошло?

Минтранс доработал законопроект, который разрешает делать платными автодороги Крайнего Севера, даже если у них нет дублёров, по которым можно проехать бесплатно. Изменения могут коснуться 70% территории России, в том числе Чукотки, Якутии, Мурманской области, ХМАО.

Изначально плату хотели взимать за проезд по новым дорогам, однако теперь платными могут стать действующие трассы и мосты, отремонтированные на деньги частных компаний. Проезд по дорогам не придётся оплачивать водителям легковых автомобилей и мотоциклов. Решение может дорого обойтись только владельцам коммерческого транспорта и грузовиков.

По действующему закону нельзя взимать плату за проезд по дорогам, у которых нет бесплатных альтернатив. Например, для платной трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» есть дублёр – автодорога М-10 «Россия». При этом проезд по М-11 нужно оплачивать и легковым, и грузовым автомобилям.

Зачем это нужно?

На строительство дорог в регионах Крайнего Севера не хватает денег, поэтому их жители вынуждены пользоваться зимниками и временными переправами. Нефтегазовые и добывающие компании строят собственные дороги, но не могут по закону открыть их для платного проезда людей. При этом в регионах Крайнего Севера есть 23 проекта дорог и мостов, на которые инвесторы готовы выделить около 400 млрд рублей.

Сколько в России платных дорог?

Общая протяжённость платных дорог в России – 1100 км. Они действуют в 11 регионах: Воронежской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Тверской, Рязанской, Ростовской, Тульской областях, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.

Самые длинные платные дороги в стране:

  • Трасса М4 «Дон» длиной 563 км, которая проходит через Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую и Ростовскую области.
  • Автомагистраль М11 «Москва – Санкт-Петербург» общей протяжённостью 166 км.
  • Трасса М3 «Украина» в Калужской области протяжённостью 70 км.
  • В Псковской области плату берут за проезд по четырем дорогам общей протяжённостью 226 км.

Существуют и короткие платные участки на дорогах местного значения. Например, путепровод через железную дорогу в Рязани.

Цены на проезд по дорогам различаются в зависимости от их протяженности, сезона, типа автомобиля и вида оплаты – наличными, по карте или с помощью специального устройства бесконтактной оплаты – транспондера. Например, владелец легкового автомобиля заплатит за поездку от Твери до Великого Новгорода автотрассы М-11 Москва – Санкт-Петербург в летнее время наличными или картой 770 рублей.

Бесплатно дорогами могут пользоваться водители скорой помощи, пожарные, полицейские, почтовые автомобили и транспорт общего пользования (кроме такси).

Платные дороги в других странах

В мире насчитывается более 23 млн км дорог, из них 140 000 км – платные. Такие дороги есть более чем в 30 странах.

  • В Венгрии, Индонезии, ЮАР и Испании доля платных участков составляет до 10% от всех дорог;
  • в Италии, Японии, Малайзии и Мексике – до 15%;
  • в Южной Корее, Аргентине и Франции – до 30%.
  • В Европе самая протяжённая сеть платных дорог – во Франции: около 9000 км.
  • В ЮАР, Бразилии, Малайзии, Венгрии, Испании и Италии все платные дороги являются частными, а в Японии принадлежат государству.

Обычно в странах строят государственные дороги, которые затем передаются во владение инвестору, например, на 30 лет. Инвестор назначает тарифы и собирает плату за проезд. По окончании срока соглашения дорога возвращается государству.