Баланс власти между бизнесом в вопросе сохранения и реконструкции исторического центра был найден не сразу. Мы поговорили с председателем комитета по сохранению исторического наследия администрации города Томска, который пришел в муниципальную власть из общественного движения по сохранению культурного центра. Никита Кирсанов рассказал нам о том, как началась вся эта история с сохранением деревянной застройки центра города, и как муниципалитету все-таки удалось сохранить архитектурное достояние и одновременно привлечь инвесторов.

Никита Олегович, когда началась работа по сохранению исторической деревянной постройки  в Томске?

— Действительно, работа по сохранению деревянных домов в Томске наиболее активно велась в 2005-2009 годы, это был интенсивный период восстановления исторических зданий. Кстати, инициатива здесь принадлежала томской общественности, которая в 2004 году энергично выступила против планов расчистки исторического центра города от деревянных зданий под новую застройку. Эта инициатива была в итоге поддержана на тот момент губернатором Томской области Виктором Крессом (прим.: руководил областью с 1991 по 2012 год), распорядившимся создать губернаторский координационный совет по сохранению деревянного зодчества Томска, в состав которого вошли как общественники, так и представители областной и городской администрации. Одним из первых решений этого совета было формирование списка деревянных зданий, подлежащих сохранению (список из 701-го дома, включающий в себя не только памятники, но и объекты фоновой исторической застройки), и выделение восьми исторических районов, в которых планировалось вести комплексное восстановление деревянной застройки — реставрация домов целыми улицами или фрагментами улиц. В 2008 году была утверждена муниципальная программа и выделены средства на восстановление памятников. Благодаря этой работе, в период 2005-2009 г.г. в Томске было восстановлено около 60-ти домов. Реставрировали не просто отдельные здания, а улицы, либо фрагменты улиц. Восстановили несколько домов на улице Кузнецова, фрагменты улиц Белинского, Красноармейской, Пушкина, Гагарина. И сейчас в программу экскурсий для гостей города включают посещение именно этих участков. Например, улицу Кузнецова украшают резные деревянные дома, которые очень нравятся туристам.

С какими трудностями пришлось столкнуться на начальном этапе?

— В 2009 году финансирование восстановления памятников прекратилось, в том числе из-за финансового кризиса. Но не только это осложняло ситуацию. До 2012 года в Томске еще не было проекта зон охраны памятников. До его принятия в городе постоянно возникали противостояния защитников деревянного зодчества с представителями строительного бизнеса. Например, в те годы в городе рядом с восстановленным историческим домом могли построить девятиэтажное кирпичное здание. Таким образом, до появления этого документа сильных рычагов, позволяющих ограничивать  строительную деятельность в историческом центре города, у томских властей не было, и приходилось постоянно искать компромисс между необходимостью сохранить историко-архитектурный облик города и интересами строительного бизнеса.

Какие приоритеты были поставлены властью и сохранились ли они сейчас?

– Я уже сказал что ради сохранения деревянных домов было определено 8 исторических районов Томска, и составлен так называемый «список-701» по числу внесенных в него объектов. Большая часть из них (512 домов) не являются памятниками архитектуры, а относятся к фоновой застройке. Но их решено было сохранить, чтобы придать свой неповторимый облик нашему городу. Помог принятый в 2012 году проект охраняемых зон, основная функция которого — защищать памятники и исторический центр города. В нем отражены ограничения по высоте зданий, разрешенным материалам для строительства. Он установил «правила игры» для застройщиков.Эти документы стали основной сдерживающей силой для застройки Томска и продолжаются оставаться ей сейчас. Проектом зон охраны были заданы жесткие рамки, которые застройщики обязаны соблюдать. Помимо «списка-701», куда входят деревянные дома, разработана программа сохранения исторического наследия, который уже объединяет все исторические объекты, включая каменные исторические объекты центра города, хорошо известные томичам. В этом списке уже не 701, а 1108 объектов, как деревянных, так и каменных.

В вашем городе удалось легитимизировать фоновую застройку. Что это? Какое значение эти дома имеют для сохранения особенного облика Томска?

– Действительно, уникальность Томска в том, что у нас придуман механизм сохранения фоновой застройки, которая поставлена на государственную охрану. Благодаря комплексному подходу к сохранению деревянного зодчества был поставлен вопрос сохранения не только памятников, но и фоновой застройки. Это когда на одной улице находится один памятник, и, к примеру, пять фоновых зданий рядом с ним. В «список-701» входит только 189 памятников, остальное — дома разной категории ценности, не стоящих на государственной охране. Их удалось узаконить только в 2014 году, утвердив соответствующее решение городской думы.

– Как застройщики отреагировали на такую жесткую позицию власти сохранить исторический центр?

– Нельзя сказать, что сразу наступил полный порядок, так как и после принятия этого документа были прецеденты, когда застройщики игнорировали ограничения по материалам или высоте зданий. С 2014 года застройщики активно начали пользоваться предоставленной им федеральным законом возможностью самостоятельно вносить изменения в проект зон охраны – заказывая проект, ослабляющий ограничения и оплачивая государственную историко-культурную экспертизу. В 2016 году в эту ситуацию вынуждено было вмешаться управление Минкульта по Сибирскому федеральному округу, после чего перекройка регламентов под нужды частных лиц прекратилась.

– Какие источники финансирования были предусмотрены для сохранения исторического центра?

– В период между 2005 и 2012 годом финансирование работ по сохранению деревянной застройки осуществлялось в основном за счёт областного бюджета. Тогда область вложила в «фирменную марку» города около 400 миллионов рублей. Средства из городского бюджета в сохранение деревянных зданий вкладываются с 2011 года – в рамках муниципальных программ по сохранению деревянного зодчества, основная часть которого являются многоквартирными домами. Сейчас средства выделяются только на отдельные, особо ценные объекты, «разовым» порядком. Так, в текущем году город финансирует реставрационные работы на памятнике федерального значения по пр. Ленина, 56. Областная финансовая поддержка прекратилась ещё в 2012 году. А значительных федеральных средств на сохранение деревянной застройки Томск не получал никогда, несмотря на статус «исторического поселения федерального значения». В 2015 году по инициативе мэра Томска Ивана Кляйна была разработана инвестиционная программа, связанная с передачей в долгосрочную аренду пустующих деревянных зданий на условиях выполнения ремонтных работ за счёт арендаторов – муниципальный проект «Дом за рубль». Она начала работать с 2016 года. Проект можно назвать успешным и во многом уникальным. Сегодня он приобрёл известность за пределами Томска и многие другие города и регионы обращаются к нам с просьбой поделиться опытом. Можно сказать, что мэр Томска Иван Кляйн внес решающий штрих в эту программу, значительно упростив правила льготной аренды.

Как работает этот механизм привлечения инвесторов в создание самобытного городского облика? Каких показателей благодаря этой льготной аренде (и не только) удалось добиться?

Проект администрации Томска «Аренда за рубль» работает с сентября 2016 года – в его рамках инвесторам предлагается за свой счет отремонтировать старинные дома, а взамен получить здание в аренду на 49 лет по льготной цене. Тем самым одновременно решаются две задачи – качественного восстановления памятников архитектуры и снижения нагрузки на бюджет. Льготы вводятся поэтапно – по мере выполнения работ по восстановлению здания. После заключения договора аренды  арендатор платит 100% от стоимости, определившейся по результатам торгов за объект; но при этом в течение двух лет с момента заключения договора аренды пользуется льготной арендной платой за земельный участок (0,1% от рыночной стоимости аренды земельного участка). Вторую льготу арендатор получает после разработки и согласования проектной документации. Стоимость аренды здания сокращается до 10%, а льгота по земле продлевается ещё на два года. Третью льготу арендатор получает после выполнения ремонтных работ и сдачи объекта — льготы по земле продлеваются на весь оставшийся срок аренды за вычетом времени восстановления здания, а за аренду устанавливается уже чисто номинальная плата – 1 рубль в год. Дополнительным бонусом является отсутствие налоговых обременений, поскольку объект и земельный участок остаются в муниципальной собственности. Проект курирует лично  мэр Иван Кляйн. Им поставлена задача за 5 лет передать инвесторам 60 объектов.  А мае 2019 депутаты поддержали предложение администрации города распространить эту льготу и на объекты, построенные из кирпича и камня. Весной этого года инвестор взял в аренду первый каменный дом (Свердлова,4).

А сколько сейчас зданий в Томске таким образом арендованы за рубль?

На сегодняшний день в рамках этого проекта передано в аренду 27 пустующих деревянных зданий сроком на 49 лет на условиях их восстановления за счёт арендатора. Работы ведутся на 12 объектах, при этом один объект введён в эксплуатацию, и его арендатор платит рубль в год, ещё три здания на стадии завершения. По остальным объектам готовится проектная документация. Опыт можно назвать успешным не только по показателям, но интересу из других регионов. Популярность нашего подхода к историческому центру растет далеко за пределами Томска. мы знаем, что наш опыт активно изучают в Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде и Иркутске.

– Почему в градостроительстве важно сохранить исторический центр города? Насколько важна эстетическая составляющая при этом, какими должны быть российские города в идеале? От кого зависит это – власти или девелоперов?

– Смысл исторического центра – сохранение городской идентичности. Поэтому если мы заинтересованы в том, чтобы население российских городов не переезжало в столицу, мы должны, в том числе, сохранять то, что делает город родным, привычным, и эмоционально привязывает жителей этого города. Эмоциональное отношение – очень важный фактор выработки сопричастия к территории своего проживания. Исторические города в первую очередь строились для пешеходов, это и отличает их от современных микрорайонов. При всех издержках и минусах современного благоустройства, сохранение исторического наследия и развитие новой инфраструктуры – эти вещи вполне совместимые. И мы это доказали на практике.

Фото: Валерий Доронин