Тополя меняют на лавки. В Екатеринбурге власти взялись за благоустройство городского сквера на Химмаше

Мы уже писали о планах благоустройства сквера по улице Грибоедова в Екатеринбурге. Тогда ситуация с вырубкой трех сотен тополей центральной аллеи “зеленого” района уральской столицы привлекла наше внимание своей несоразмерностью. Проект благоустройства сквера (есть в распоряжении редакции — прим.ред.) подразумевает ликвидацию 297 шестиметровых тополей, которые должны заменить саженцы березы, клена и сирени. Вместе — 114 растений, если они полностью приживутся. Зато появится больше семи десятков новых скамеек, тогда как сейчас место для сидячего отдыха найти здесь несколько проблематично.

Фото: екатеринбург.рф

По сути, благоустройство сквера одного из самых “зеленых” районов Екатеринбурга может перестать быть таковым. На месте тополей появятся скамейки, разделенные несколькими кустарниками и низкорослыми деревьями. Между тем, сквер на ул. Грибоедова на протяжении многих лет являлся своеобразным фильтром района, спасая центральную улицу от загазованности. Именно тополь является рекордсменом по выделению кислорода. Экологи утверждают, один взрослый тополь в возрасте 25-30 лет дает в 7 раз больше кислорода, чем ель — вопреки устоявшемуся предубеждению о хвойных. Выбранные администрацией городского района березы и клены не смогли бы обеспечить район кислородом даже при условии, если бы проект предполагал высадить их в тройном количестве. Экологическую ситуацию могли улучшить липы, но их нет в планах.

На словах звучит красиво — заменят старые, якобы гнилые тополя на молодые березки и клены. На деле окажется – жителям будет нечем дышать. В администрации Чкаловского района Екатеринбурга нам сообщили, что проект благоустройства сквера по ул. Грибоедова весной 2019 года был дважды вынесен на общественные обсуждения и по итогу был одобрен. По заверению начальника отдела районной горадминистрации по работе с общественностью и СМИ Алексея Кузнецова, итоговый проект благоустройства сквера учел все спорные моменты и предложения горожан. На обновление сквера по ул. Грибоедова администрация Чкаловского района Екатеринбурга планирует потратить  не больше 13,7 млн рублей — это основная часть всех средств, заложенных в текущем году на улучшение городской среды юга города. По данным сайта госзакупок, на благоустройство всего Чкаловского района до конца года власти заложили бюджет в 19,6 млн рублей.

Подобные траты городского бюджета предусмотрены в рамках инициативы нынешнего главы Екатеринбурга Александра Высокинского, который выделил эти деньги городским районам на благоустройство парков, скверов и других общественных пространств. Муниципалитет потратит 160 млн рублей в течение 2019 года на реконструкцию и озеленение выбранных зон городского отдыха. Выбор локации был возложен на глав городских районов. Новоизбранный мэр уральской столицы также активно включился в работу по налаживанию диалога с общественностью. Высокинский начал проводить выездной прием граждан, начав именно с Чкаловского района — вероятно, нужно было узнать уровень беспокойства горожан о будущем хорошо знакомого всем химмашевского сквера. Тем более, что накануне реакцией на нашу статью было письмо Общественной палаты России на имя мэра с просьбой взять проект благоустройства сквера на ул. Грибоедова под личный контроль: “в целях недопущения нагнетания социальной напряжённости”.

В связи с вышеизложенным прошу:

1. Дать разъяснения относительно планов использования территории сквера, расположенного в Екатеринбурге по ул. Грибоедова от пер. Углового до ул. Инженерной.

2. Сообщить, предпринимаются ли Администрацией города действия для информирования жителей о проекте реконструкции сквера.

3. Проинформировать, каким образом проходил учёт мнения жителей микрорайона о проекте реконструкции сквера.

Учитывая широкий общественный резонанс и внимание к вопросам сохранения сложившейся на территории муниципального образования схемы зонирования территорий рекреационного назначения, а также в целях недопущения нагнетания социальной напряжённости прошу взять данную ситуацию на личный контроль.


— Артем Кирьянов, первый заместитель председателя Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ

(из письма № 6ОПК-4/7987-Э за 18 июня 2019 г.)

Письмо следующего содержания легло на стол главы Екатеринбурга Александра Высокинского, когда общественность привлекла внимание региональный отдел нашего издания к этому недостаточно публичному решению. Мы также отправляли запрос в ОНФ, который оставил почему-то нашу просьбу разъяснить ситуацию без ответа. Хотя, казалось бы, обладая разветвлённой сетью региональных подразделений и несколькими экологическими площадками, имея поддержку президента, можно  находить время, чтобы честно выполнять свою гражданскую миссию.

Не так давно в пользу сохранения любимого места отдыха горожан в Екатеринбурге завершилась история с попыткой возвести напротив Театра драмы храм Святой Екатерины. Тысячам неравнодушных екатеринбуржцев удалось отстоять целостность главного сквера уральской столицы, где они любят гулять, кататься на велосипедах и наслаждаться городской панорамой с видом на реку Исеть. Власти должны понимать, что в текущей ситуации даже такие, когда-то кажущиеся незначительными поводы протеста могут быть по-настоящему опасны. Не столько для властей районной горадминистрации или мэрии, — чиновников, которых мало кто знает. Они могут быть опасны и для губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, который уже второй срок подряд хозяйствует в уральском регионе. Развитие административного центра региона — разве это не является одной из основных задач любого губернатора, желающего остаться в своей должности.

Евгений Куйвашев и Александр Высокинский Фото: РБК

Между тем, загруженность дорог уральской столицы в последние годы обходит показатели федеральных столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. По результатам обработки данных за 2014-2016 гг аналитики “Яндекса” выяснили, что Екатеринбург является лидером по росту пробок на дорогах. Уже в 2017 году в столице Среднего Урала насчитывалось в среднем 302 автомобиля на тысячу человек, что выше общероссийского показателя, подсчитал “Автостат”. Уральский миллионник стал два года назад шестым в стране по обеспеченности автомобилями. Это без учета постоянного транзита автовладельцев из области. За два года автопарк города только увеличился, а вот дорог и деревьев больше не стало.

Сегодня многие екатеринбуржцы продолжают верить лукавой статистике, возводящей Екатеринбург в один из самых “зеленых” городов России, махая рукой на систематическое сокращение зон зеленых насаждений в пользу городской застройки. Как комментирует заведующий отдела региональной конкурентоспособности Института экономики уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН) Владимир Бочко, в расчете на душу населения Екатеринбург действительно считается “зеленым” городом, но по существу он таким не является. Ради красивой цифры в расчет включают вся площадь муниципального образования, включая поселок Северка и прочие, вместе с лесами. Однако если взять саму городскую зону, тем более его центральную часть, то “все вырублено”, признается ученый. В качестве примера он вспоминает историю с Верх-Исетским бульваром (ВИЗ-бульвар), когда в рамках благоустройства в 2002-2003 гг сотни огромных раскидистых тополей и кленов были уничтожены под предлогом старения.     

Часть территории бульвара заасфальтировали под стоянки для автомобилей. От былого места отдыха не осталось и следа. А какой он был зеленый! Поэтому необходимо, чтобы зеленые площади существовали по всему городу. А у нас сейчас предпочитают строить одни “скворечники”. Я уже неоднократно предлагал городским властям способы благоустройства города такие, которые бы позволили сделать из уральской столицы действительно благоприятную для жизни агломерацию. Но мои предложения не были приняты. Сейчас у меня уже нет никакого желания снова об этом говорить.

— Владимир Бочко, доктором экономических наук, один из авторов Стратегии развития Екатеринбурга до 2025 года, заведующий отделом региональной конкурентоспособности Института экономики уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН)

Понятно, что парк сам по себе не может пополнить городской бюджет, как торговые центры и гостиницы. Но в вопросе благоустройства нельзя пренебрегать здоровьем городского населения. Особенно когда верховная федеральная власть до 2024 года одним из приоритетов развития провозглашает улучшение демографических показателей и рост продолжительности жизни россиян.

Фото на превью: Ксения Ширяева