«Наиграются в свои игры, а потом…» В Госдуму внесен законопроект о возрастной маркировке компьютерных игр

Что произошло?

Сенаторы внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект об изменениях в статьи 2 и 14 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон вводит дополнительную возрастную маркировку для онлай-игр.

Авторами поправок выступили Людмила Бокова, Александр Башкин, Елена Мизулина и Ахмат Салпагаров.

Зачем это нужно?

В Совете федерации уверены, что законопроект поможет защитить детей от опасного контента и оградить их от «информации, причиняющей вред здоровью и развитию».

По мнению сенаторов, на данный момент оборот компьютерных игр должным образом не регулируется. Дети не защищены от демонстрации многочисленных актов насилия, содержащихся в компьютерных играх, в том числе онлайн-играх.

Сенаторы связывают случаи публичных акций расстрелов, поджогов, взрывов в образовательных учреждениях совершенных несовершеннолетними с жестокостью в компьютерных играх.

В начале мая 2018 года Молодежный парламент при Госдуме провел опрос об угрозах в интернете. На вопрос о самом опасном контенте для молодежи в сети, 53% опрошенных ответили онлайн-игры.

Как обстоят дела с маркировкой в России?

Вероятно, в результате принятия поправок компании будут обязаны маркировать компьютерные игры на всех цифровых площадках. Сейчас возрастные ограничения указываются только на дисках с играми.

Нынешняя система классификации продукции действует с 2012 года, она делит контент на 5 категорий:

  • 0+ Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет. Допускается информация, не причиняющая вреда здоровью и или развитию детей.
  • 6+ Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет. Допускается кратковременные и ненатуралистические изображение или описание антиобщественных действий. Смерть должна изображаться ненасильственно и не должна вызывать у детей страх, ужас или панику.
  • 12+ Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет. Допускается эпизодические изображение или описание жестокости или насилия. При этом должно выражаться сострадание к жертве и осуждение насилия и жестокости.
  • 16+ Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет. Допускается изображение или описание жестокости или насилия (за исключением сексуального). Лишение жизни или нанесение увечий должны показываться ненатуралистично, а к насилию и жестокости должно выражаться осуждение.
  • 18+ Информация, запрещённая для распространения среди детей.

А как за границей?

С 1994 года в США и Канаде действует организация Entertainment Software Rating Board (ESRB), которая отвечает за определение рейтингов для видеоигр.

  • «EC» («Early childhood») — «Для детей младшего возраста»
  • «E» («Everyone») — «Для всех»
  • «E10+» («Everyone 10 and older») — «Для всех от 10 лет и старше»
  • «T» («Teen») — «Подросткам»
  • «M» («Mature») — «От 17 лет»
  • «AO» («Adults Only 18+») — «Только для взрослых»
  • «RP» («Rating Pending») — «Рейтинг ожидается»

Кроме того на упаковке может содержаться дополнительная информация о содержании компьютерной игры. Например: «Blood» — Присутствие крови.

В онлайн играх, где пользователи, могут вносить изменять игровой мир присутствует маркировка «Game Experience May Change During Online Play», которая предупреждает покупателей о том, что пользовательский контент в игре не проходил рецензирование ESRB.

С 2003 года в Европе действует система Pan European Game Information (PEGI). Этот добровольный рейтинг используется в 30 странах Евросоюза и делит контент на категории для детей: 3, 7, 12, 16, и 18 лет.

Делают ли видеоигры детей жестокими?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Многочисленные исследования не помогли внести ясность.

Но практически любой случай проявления детского насилия, как правило, пытаются связать с компьютерными играми.

Фото: Doom 2