«Союзы» летают в сторонке. США планирует освоить Луну и колонизировать Марс, но все делают на частные деньги

ОБЩЕСТВО Комментировать

«Союзы» летают в сторонке. США планирует освоить Луну и колонизировать Марс, но все делают на частные деньги

Сегодня, 12 апреля, когда мир отмечает День космонавтики, мы расскажем вам историю о космическом будущем. Однако рассказ этот будет неприятен радикальным патриотам, потому что, к нашему сожалению, Россия перестала быть локомотивом этого космического движения всего человечества.

Теперь мы своеобразные таксисты, катающие на своих «Союзах» иностранцев, которые еще не успели прочувствовать на себе гравитацию. И мечты наши теперь куда прозаичнее, чем колонизация Марса или создание лунных городов для землян.

Первый космический турист Деннис Тито Фото: blogspot.com

В этот глобальный праздник всего человечества давайте посмотрим на тот современный космос, о котором в нашей стране говорить не принято из-за щемящей сердце горечи от потерянных достижений советского прошлого.

Футуролог, знаменитый популяризатор науки и американский теоретик-физик японского происхождения Каку Митио написал за последние два десятилетия несколько научно-популярных книг, которые неоднократно газеты New York Times и Washington Post вносили в список бестселлеров. Он знает космос и видит его будущее. Поэтому доверимся его мнению о том, какая перспектива ожидает человечество.

Новый дом человека

Нас ждет будущее космических путешествий, когда выйти на орбиту будет равнозначно рабочему отпуску. Наши потомки смогут летать на Луну, как за границу домашней планеты. Мы сможем летать на космических кораблях и ходить по Марсу. Гравитация станет для нас обычным делом, подобно турбулентности и артериальному давлению на борту самолета. Все это будущее ближайших 20 лет.

Кадр из Х/Ф "Марсианин" Реж. Ридли Скотт, 2015 год

Вместе с этим путешествия по Земле больше не будут занимать столько времени, сколько сейчас. Американский физик Каку Митио уверен, что в будущем перелет из Нью-Йорка в Санкт-Петербург будет обходиться ему в 2-3 часа времени, когда сейчас на перелет из одного полушария в другое приходиться тратить 12 часов. Мы будем передвигаться на летающих автомобилях, о которых писали фантасты. И уже сейчас в Дубаи есть частная компания, которая работает над созданием флота летающих аэродинамических седанов.

Как тут не вспомнить ролик частной космической компаний  Space X, основанной в 2002 году прежним акционером PayPal и CEO Tesla Motors Илоном Маском. Американский инженер-миллиардер под песню Дэвида Боуи «Life on Mars?» отправил на Марс красную Tesla c киборгом за рулем. Так он представил миру свою личную мечту о колонизации Красной планеты, которую разделяет с ним добрая половина человечества, видящая за мерцающими звездами нечто большее, чем просто огоньки. Успешные старты его многоразовых ракет-носителей тяжелого класса Falcon Heavy стали шагом человечества в будущее, когда запуск ракеты будет в 10 раз дешевле, чем сейчас, считает физик Каку Митио.

Сейчас полет человека в космос стоил как доставка на орбиту золотой статуи в двухметровую величину. Перенести 0,5 кг груза на околоземную орбиту стоит более 10 тыс долларов. Таким образом, высадка полукилограмма груза на Луну вполне может стоить 100 тыс долларов, а на Марс — уже более 1 млн.

Во все времена космос был очень дорогим достижением страны не только с точки зрения науки и человеческого героизма, но и из-за реальных финансовых затрат. Ученый и популяризатор науки приводит соотношения этих трат в прошлом и сейчас. В 60-е гг бюджет NASA по космической программе «Аполлон» по осуществлению первой пилотируемой высадки на Луну составлял 5% от всего федерального бюджета США. Несмотря на то, что были совершены 6 успешных высадок, программу прикрыли из-за колоссальных трат.

Сейчас мы живем в другое время, когда на съемку одного фильма «Марсианин» американцы потратили больше, чем индийцам потребовалось на запуск спутника Mangalyaan (Mars Orbiter Mission) — 108 млн против 74 млн долларов соответственно. Оба проекта оказались успешными в своем роде. Фильм собрал большую кассу и стал одним из самых лучших современных космических картин. А индийский аппарат был с первой попытки выведен на орбиту Красной планеты, доказав всему миру, что дешево не значит плохо.

В своей недавней книге «Будущее человечества. Колонизация Марса, путешествия к звездам и обретение бессмертия» (2018 г) физик Каку Митио пишет, что главная идея человечества сейчас  — это сохранить Землю… Перед учеными всего мира теперь стоит задача сделать возможной эвакуацию людей. И этой идеей переселения человечества одержимы сейчас не только ученые, но и богачи. Одни тратят на это свои деньги, пришедшие от бизнеса, а другие, как Маск, находят инвесторов — его Falcon полностью инвестируется частными фондами.

Джефф Безос Фото: rubic.us

Самый богатый человек на Земле (по версии Forbes за 2018 год), владеющий интернет-компанией Amazon.com и издательским домом The Washington Post американец Джерфф Безос имеет свою космическую компанию, которая также занимается проектированием ракет. Этот богач считает, что наша планета «должна стать парком», а все промышленное производство, загрязняющее среду, можно перенести в космос. Его американский коллега Илон Маск не собирается спасать Землю за счет освоения космоса, а видит выход из грядущей катастрофы в переселении на соседние планеты, пригодные к жизни.

Коммерческий космополитизм

С 2019 года человечество возвращается на Луну. У США есть целых три ракеты, которые могут долететь до спутника Земли — это проект NASA по отправке своего нового корабля Orion, первый полет двух космических туристов на корабле SpaceX вокруг Луны и лунная ракета компании Blue Origin, которая должна будет доставить первый груз для строительства лунной базы. Последние планы пока в стадии разработок, но по первым двум уже были совершены тестовые полеты, поэтому в успех минимум одного проекта верят все.

Космический энтузиаст Илон Маск Фото: insidesources.com

Ученый Каку Митио не сомневается, что в 2019 году американцы запустят ракету на Луну. В 2023 году туда уже точно полетят астронавты. И эти планы укладываются в официальную политику США, которая говорит, что сначала будет Луна, а затем Марс. Но это космическое освоение достигается не столько усилиями государства, тратящим бюджетные деньги на проекты будущего, сколько убежденностью крупных игроков финансового рынка в том, что именно космос стоит максимальных вложений. Физик Каку Митио считает, что сейчас «отважных астронавтов сменяют энергичные предприниматели». Новое финансирование, новая энергия и новые идеи стали  двигателями этого космического возрождения.

Каку Митио Фото: theceomagazine.com

В своей книге «Будущее человечества...» американский физик-теоретик с японским происхождением подмечает, что в последние годы «ветер холодной войны перестал дуть в паруса космической программы». Американская космическая госпрограмма быстро потеряла и финансирование, и темп. Когда-то, в золотую пору программы «Аполлон», ходила шутка о том, что люди из NASA могли явиться в Конгресс США и произнести всего одно слово: «Россия!» — и конгрессмены тут же вытаскивали свои чековые книжки с одним вопросом: «Сколько?». Уже давно такого нет, пишет Каку Митио.

Все началось с 2011 года, когда президент США Барак Обама одним широким жестом ликвидировал программу «Созвездие» (Constellation), готовившую замену космических челноков, а заодно лунную и марсианскую программы NASA. Наверное, российская власть мысленно сказали ему за это «спасибо» и тоже благополучно пустила космическую отрасль на самотек. Как считает Каку Митио, Обама предпринял такой шаг, чтобы облегчить налоговую нагрузку на избирателей. Он прекратил финансирование этих программ в надежде на то, что эстафету примет частный сектор. В результате этого политического решения  20 000 ветеранов NASA во Флориде, лучшие умы космической программы, в одночасье оказались не у дел, пишет об этом американский физик: «Величайшим унижением стало то, что американские астронавты, несколько десятилетий шагавшие вровень с русскими космонавтами, теперь вынуждены были летать пассажирами на российских ракетах-носителях».

Катастрофа шаттла «Челленджер», 28 января 1986 Фото: NASA

Еще хуже дела у NASA стали после трагедий многоразовых космических кораблей «Челленджер» и «Колумбия», унесших жизни 14 астронавтов. Эти катастрофы сильно ослабили общественную, частную и правительственную поддержку космической программы. Как писали физики Джеймс и Грегори Бенфорды, «Конгресс США начал рассматривать NASA в первую очередь как производственную программу, а не как исследовательское агентство». Они отмечали также, что «на космической станции осуществлялось очень немного полезных научных программ… Станция обеспечивала и исследовала временное пребывание, а не жизнь в космосе». Тогда наука окончательно уступила место практичности.

Страшно представить, какое бы темное будущее ожидало человечество, если планы Барака Обамы о передачи космических программ в частный сектор претерпели фиаско. Российский опыт приватизации обычно демонстрирует только дурные примеры, которые не прибавляют очков в копилку национальной гордости. Тем не менее, США повезло, что в их стране появились сознательные персоны из ограниченного круга глобальных богачей, готовых взять на себя ответственность по сохранению места человека во Вселенной.

Луна — ближайшая остановка

Мир уже шагнул далеко вперед. Сегодня один сотовый телефон может уместить всю космическую программу NASA 1969 года. С многоразовыми космическими ракетами полеты человека в космос станут в 10 раз дешевле.

Фото: NASA

А дальше все более развивающиеся технологии сделают космос еще ближе. Каждые полтора года компьютерные мощности удваиваются, но скоро от них мы перейдем к квантовым ПК, которые приведут человечество к ныне невообразимым скоростям.

Как считает Каку Митио, нас ждет четвертая волна генерации благосостояния мира, которая явит науку молекулярного уровня. В жизнь придет искусственный интеллект, нано- и биотехнологии, которые вместе изменят все, что нас окружает. Другими станут общество, политика и медицина.

Но сейчас в самой ближайшей перспективе перед человеком встал полет на Луну. Только спутник Земли в этих планах не как территория, на которую нам достаточно только вступить. Нет, теперь это более определенные и уверенные планы по использованию поверхности этого ближайшего космического тела в своих интересах.

В 2017 году Джефф Безос объявил, что в ближайших планах его компании Blue Origin — организация системы доставки грузов на Луну. Он представляет себе масштабную организацию, которая, в точности как Amazon, одним нажатием кнопки рассылающая товары в разные концы света, сможет доставлять технику, строительные материалы и все необходимое на Луну. Тогда спутник Земли перестанет быть одиноким форпостом землян в космосе, а превратится в оживленный промышленный и торговый центр с постоянными обитаемыми базами и налаженным производством.

В большинстве случаев отвлеченные разговоры о городах на Луне можно смело отбрасывать как бредни чудака. Но, когда эти идеи исходят от одного из богатейших людей на Земле, имеющего возможность влиять и на президента, и на конгресс, и на редакторов The Washington Post, их стоит воспринимать серьезно, пишет Каку Митио. И с этим сложно не согласиться.

Не дожидаясь, пока NASA позволит ему построить ракеты и стартовый комплекс за доллары налогоплательщиков, Безос основал собственную компанию Blue Origin и строит все сам, на собственные карманные деньги. Его космическая компания уже изготовила собственную ракетную систему, получившую название «Нью Шепард» (New Shepard, в честь Алана Шепарда — первого американца, поднявшегося в космос на суборбитальной ракете). Мало того, ракета «Нью Шепард» стала первой ракетой в мире, успешно приземлившейся на собственную стартовую площадку. Только в этом она опередила «Фалкон» Илона Маска — первую допускающую повторное использование ракету, которая доставила полезный груз на орбиту Земли.

Фото на превью: huffingtonpost.com

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf

  • Какой путь должна выбрать Россия?

    Всего проголосовало: 125

    Смотреть все опросы

ОБЩЕСТВО

Минстрой предложил организовывать в России частные кладбища. Что еще изменится в правилах захоронения?
Только десятая часть российских фильмов с господдержкой окупается в прокате. Кто не оправдывает ожиданий Фонда кино и Мединского и почему?
От чего на самом деле умирают россияне? Разбираем мифы о смертности
Акционеры Facebook хотели сместить Марка Цукерберга с поста руководителя компании. Почему?
«Союзы» летают в сторонке. США планирует освоить Луну и колонизировать Марс, но все делают на частные деньги
«Гагарин, я вас любила». Три российских фильма о космосе, за которые не стыдно
Киновзгляд в неизвестность. Ретроспектива освоения космоса режиссерами с Мельеса до Нолана
В мире стало меньше смертных приговоров. Где до сих пор практикуют казни и правда ли что «высшую меру» могут вернуть в России?
Путин одобрил выдачу генетических паспортов. Что это такое и зачем они нужны?
Искусственный интеллект заменит людей. Судьбу человека, общества и государства решат роботы?
Еще ОБЩЕСТВО
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.
15 апреля 13:01
не читаемое полотно букв, автор не пиши так или читай сам что пишешь увидишь какой выходит **здецкий фьюжон