За навязывание лекарств в аптеках предложили наказывать. Почему фармацевты вообще делают это?

С чего все началось?

В 2018 году компания Ipsos Healthcare провела исследование о важности мнения провизоров и фармацевтов для покупателя. Выяснилось, что:

  • 44% людей, пришедших в аптеку, описывают фармацевту симптомы и просят посоветовать лекарство.

Чаще всего специалист советует то лекарство, с производителем которого аптечная сеть имеет договор.

  • Остальные просят у провизора конкретный препарат.

В такой ситуации в 60% случаев внимание покупателя умышленно переключают на «приоритетное» лекарство. Это нужно, чтобы препаратов конкурентов продавалось меньше.

Запрет на навязывание

Накануне Союз «Национальная фармацевтическая палата» (НФП) обратил внимание на эту проблему – когда покупателю в аптеке навязывают не то лекарство, которое эффективнее, дешевле или рекомендовано врачом, а то, за продвижение которого аптеке платят.

НФП предложил Минпромторгу и Минздраву:

  • начать регулировать отношения аптечных сетей и производителей лекарств
  • запретить аптекарям навязывать лекарства от производителей, которые платят аптеке
  • наказывать фармацевтов, нарушивших запрет – приостанавливать действие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации на срок до 6 месяцев

Почему это происходит?

Аптечные сети и фармпроизводители могут заключать маркетинговые контракты. Аптека получает деньги за выкладку товара на витрине, наличие лекарств на складе, выполнение и перевыполнение плана по продажам. Бонус сети от такого сотрудничества может достигать 6 млн рублей – то есть, аптеке очень выгодны контракты с фармпроизводителями.

Правительство знает о происходящем?

Госдуме известно об этой проблеме. Сейчас депутаты обсуждают, нужно ли ограничить маркетинговые бонусы аптечным сетям от фармпроизводителей. То есть, по сути, законодательно урезать прибыль аптек от продвижения какого-то конкретного лекарства.

По словам первого замруководителя фракции «Единой России» по законопроектной деятельности Андрея Исаева, депутаты хотят добиться, чтобы аптеки предлагали покупателям не только самые дорогие лекарства.

Что говорят эксперты?

  • Управляющий партнер «Проектирования систем управления» Павел Лисовский считает, что ограничение маркетинговых бонусов аптечным сетям приведет к повышению цен на лекарства. По его мнению, в ближайшие три года после такого шага цены на препараты вырастут на 5%. Так аптеки будут возмещать убытки.
  • Гендиректор сети «Неофарм» Евгений Нифантьев считает, что цены вырастут не меньше чем на 10%.

Наталья Смирнова

 

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf